?Лесная мозаика

Еще одно лето стремительно утекло с рекой времени. Но мы пытаемся оставить в прошлом островки своей памяти, чтобы не потеряться, чтобы было что вспомнить.

Этим летом в жизни православной молодежи Караганды произошло немало знаменательных событий, но два из них стали самыми заметными: интеллектуальная викторина и съезд православной молодежи.

Большому уму и в маленькой голове не тесно

Готовились к викторине долго, не меньше, чем полгода. Весь молодежный клуб «Ихтис» неустанно корпел над каверзными вопросами, должными поразить изощренные умы православных интеллектуалов. Но, так как люди разные – добрые и не очень – то и вопросы получились разные: от изыскания в строках романа М.Булгакова ереси альбигойцев до совершенно простых, вроде - «Что такое паникадило?»

Молодежь справлялась с вопросами молодецки, щелкая их, как орехи, и с надеждой поглядывая на столы с «фуршетом». Почтенное жюри довольно улыбалось и было весьма снисходительно, даже за совершенно неправильные ответы начисляя по нескольку баллов.

Были и недовольные: мы, мол, и не знали, что здесь вопросы будут задавать, мы вообще петь сюда приехали. Однако высокой чести петь на столь важном мероприятии удостоились не все. Пели лишь профессионалы: группа гитаристов под управлением Д.О.Богорубова, впрочем, пели неплохо. В итоге всем все понравилось: и интерьер зала, и фуршет, и остальное.

Все в лес!

Блистать умом среди себе подобных не велика честь, ты вот попробуй в лесу поживи! Особенно, если обычная среда твоего обитания  - город. Поэтому в лес отправились самые стойкие и храбрые. Некоторые ехали на съезд уже в пятый раз, можно сказать, выросли в лесу. Начальство зорко следило, чтобы в пути не отстала изрядно потрепанная КП-125 (кухня полевая солдатская), чтобы не остаться голодными. Поговаривали, что враг таки строил козни, но бывший подполковник, а ныне иерей Владимир, умеет хранить военные тайны, лишь изредка вырывающийся из глубины души вздох: «Искушение», – выдает его невеселые думы. Кстати, цифра 125 означает количество людей, которых может накормить сия кухня. Так что каждый день на завтрак, обед и ужин  наши повара совершали маленькое чудо: кормили человек на сорок больше солдатского лимита.

Зачем?

Этот вопрос не дает мне покоя каждый раз, когда я отправляюсь в лес на съезд православной молодежи. Зачем это нужно православному молодому человеку? У меня нет ответа. Я даже не могу понять, что это за зверь такой - «православный молодой человек»? И чем он, этот самый человек, отличается от не православного, инославного и т.д. И у меня опять нет ответа. Какой-то слишком аморфный этот «православный человек». Но есть реальный Саня, не менее реальные Леха, Ира и Олеська и каждый из них приехал сюда с какой-то определенной целью. Не просто познакомиться и пообщаться, но и научиться чему-то хорошему, познать что-то новое.

Зачем это нужно мне и другим, кто говорит о своей молодости, употребляя грамматические формы только прошедшего времени? Трудно ответить и на этот вопрос. Думаю, что этим действием каждый из нас хочет подтвердить одну из главных истин Православия: вместе быть лучше, чем порознь.

Список дел

Думаете, что в лесу мы жили дико? Ошибаетесь. У нас все строго регламентировано, и одно из самых серьезных нарушений – несоблюдение распорядка дня, а там уж, будьте уверены, все расписано по минутам.

Все началось со знакомства. И нет бы, как все нормальные люди, взять и просто познакомиться, так нет же, и тут что-то выдумали. Надо повязать цветную нитку на «ожерелье» товарища, назвать ему свое имя и пожелать ему чего-нибудь хорошего. И долго еще разные добрые слова эхом перекатывались в горных сосновых ущельях и если прислушаться, то можно было услышать и густой бархатный голос: «Я – отец Михаил, желаю тебе счастья, здоровья и душевного спасения…»

Затем организаторы, видимо, решили несколько сократить количество собравшихся в лесу путем естественного отбора. Разделив народ на две команды, в центр между ними положили пустой(!) мешок. И вот выкрикивают имя, и если оно вдруг совпадает с тем именем, которым тебя нарекли и крестили, ты должен нестись изо всех сил к этому мешку, чтобы, опередив своих тезок, подхватить его первым. Не обошлось здесь без столкновений и шишек. Хотя, впрочем, были положительные стороны, например, установление имущественного равноправия: бежало к мешку четыре Даши, три без очков, а одна в модных, солнцезащитных, Ба-бах! И все четверо без очков, лишь осколки на траве да несколько ссадин напоминают о былом неравенстве. Не знаю, кто как, а я ничьих имен так и не запомнил.

Война

Не знаю из-за чего, но, скорее всего, благодаря «солдатской» полевой кухне, нашим съездам присущ милитаристский дух. Одна «Зарница» чего стоит…

Но началось не с этого. На втором, кажется, съезде произошел у нас инцидент: заблудился один юноша со взором горящим. То ли он теорему Пифагора в уме доказывал, то ли бисер виршей плел, точно не известно, но шел вместе со всеми и пропал. Поначалу никто не хватился, но когда он к обеду не пришел, что, кстати сказать, молодому православному человеку вообще не свойственно, все забеспокоились. Искали. Часа через четыре сам пришел, оказывается, не в ту сторону пошел, против течения, так сказать. Так зародилась в нашем сообществе идея учить народ ориентированию в пространстве, а то не только в лесу, но и в городе, потому что некоторые, если к названию улицы не прибавить .ru или .com, с трудом нужные места находят. Есть такие, например,  - вышли однажды из воскресной школы и все, назад дороги никак найти не могут, до сих пор ждем...

Так вот, уметь ориентироваться важно в любом пространстве. Организаторы это учли и наряду с компасами приготовили для участников разные нетрудные вопросы. Бежишь, к примеру, ты по азимуту к условленному месту, а там метка, в ней записка примерно такого содержания: «сделай на юго-восток столько шагов, сколько получится, если тот год, в который произошло событие, вследствие которого известный русский князь Василий получил наименования «Темный», разделить на семнадцать…». Предваряя вашу снисходительную улыбку, сразу скажу, что, конечно, не все вопросы такие примитивные, были и сложней. Таким образом учился православный народ ориентироваться и в лесу, и  в вопросах библейской текстологии, и истории, как церковной, так и всеобщей.

И тут начальство, видимо, произвело учет продуктов и пришло к неутешительному выводу, что на всех калорий не хватит. Иначе, чем желанием вывести из строя как можно больше участников съезда, следующие, с позволения сказать, «игры» не объяснить. Представьте себе, как можно без всяких подручных средств, как-то: лестница, автовышка и прочее, перелезть через веревку, натянутую на высоте трех метров? Оставалось только перебрасывать товарищей, правда, не все долетали. А как умудриться на квадрат земли 50 на 50 см загнать 18 человек? А название конкурса «снять часового» само за себя говорит. Как ни странно, но все остались живы, и обошлось без увечий.

И вот апогей милитаризма – военно-спортивная игра «Зарница». Тут уж все, кто не успел на службу в прошлое Прощенное воскресенье, получили удовлетворение. Невзирая ни на какие инструкции и выказав полное пренебрежение к урокам военной тактики и стратегии, народ бросился «воевать». Повсюду раздавались боевые кличи, координаторы измучились, определяя, кто у кого сорвал погон первым, и кто кого взял в плен. По мере накала страстей организаторы даже стали сомневаться, не вредна ли православной молодежи сия разудалая забава. А уж когда вполне приличный и воспитанный батюшка (а в игре командующий зеленой армией) повалил на траву не менее респектабельного доктора (а в игре – командующего синей армией противника) и стал рвать в клочья его одежду, пытаясь оторвать погон, мы испугались, не азартная ли это игра?

Но, в общем, победила, как обычно, дружба, не помню только, синяя или зеленая.

и мир

В перерывах между военными действиями нам тоже было чем заняться. Нет, не только залечивать раны.

В день празднования Казанской иконы Божией Матери был отслужен водосвятный молебен с акафистом. Молится всем вместе под открытым небом необычно и радостно. Матерь Божия сотворила небольшое чудо  в этот день. Это уже был второй день съезда, и все мы испытывали дискомфорт от большого количества странных больших жуков. Они постоянно садились на одежду, норовили устроиться на голове, иногда даже кусались. После молебна я не видел больше ни одного жука, хотя кто-то острил, что насекомые просто не выдержали соседства с православными и срочно эмигрировали.

И все-таки главным нашим занятием все эти четыре дня было общение. В первый день, не взирая на необычность лесной обстановки, мы провели конференцию по теме «Православие и жизнь».  Прозвучали доклады, в которых поднимались очень серьезные и актуальные вопросы «выживания» православного человека в современном мире. Должны ли мы изменяться вместе с миром? Как отличить «живую» традицию от «мертвой»? Что такое исповедание веры и почему молчанием предается Бог? И, видимо, эти и другие вопросы были настолько актуальны и значимы для всех, что каждый вечер у костров вновь и вновь возникали стихийные «конференции», где потоком лились вопросы. Благо, отвечать было кому, такого количества священников не было еще ни на одном съезде.

Главным культурно-развлекательным мероприятием был «капустник». О нем особенно сказать нечего, обычный, выдержанный в своем жанре, концерт, в котором смешалось и серьезное и смешное, театральные представления и танцы, хоровое пение и разгадывание ребусов.

Итоги

Говорят, что, когда у человека чего-то много, то он перестает это ценить. Пасечники редко едят мед. К сожалению, многие из нас так начинают относиться к вере наших отцов. Жемчуг мира православия, в котором всего много и с избытком, нередко меняется на стеклянные бусы современных ценностей. Предпочтение глупых книжек по фен-шую Евангелию – это диагноз современного мира. На прошедшем съезде православной молодежи мы произнесли много хороших слов, и было бы хорошо, если бы наша жизнь хотя бы немного стала им соответствовать.