- Главная
- Архипастырь
- Епархиальные учреждения
- Епархиальное управление
- Информационно-издательский отдел
- Отдел религиозного образования
- Отдел по делам молодежи
- Отдел по взаимодействию с ВС
- Отдел социального служения
- Миссионерский отдел
- Паломнический отдел
- Отдел по взаимодействию Церкви и общества
- Комиссия по канонизации святых
- Церковно-исторический музей
- Богословско-миссионерские курсы
- Введенский кафедральный собор
- Храмы
- Карагандинское благочиние
- Богородице-Рождественский женский монастырь
- Михаило-Архангельский собор
- Благовещенский храм
- Крестовоздвиженский храм
- Петропавловский храм
- Никольский собор г. Темиртау
- Покровский храм г. Темиртау
- Никольский храм г. Балхаш
- Казанский храм пос. Осакаровка
- Богоявленский храм пос. Молодежный
- Свято-Троицкий храм пос. Ботакара
- Сергиевский храм с. Нура
- Александро-Невский храм г. Приозерск
- Абайское благочиние
- Скоропослушнический храм г. Шахтинск
- Радосте-Скорбященский храм г. Абай
- Андреевский храм г. Жезказган
- Иверский храм г. Жезказган
- Никольский храм г. Сатпаев
- Тихоновский храм г. Сарань
- Никольский храм г. Шахан
- Елисаветинский храм пос. Новодолинский
- Преображенский храм пос. Топар
- Храм св. новомучеников Российских с. Жартас
- Никольский храм пос. Актас
- Карагандинское благочиние
- Троице-Севастиановский собор
- Информация
Архипастырь
Архиепископ Карагандинский и Шахтинский
Мученик Владимир Анатольевич Правдолюбов
В годы гонений на Православную Церковь в первой половине ХХ века за Христа пострадало множество верующих людей – это архиереи, священники, миряне. Все они исповедовали свою веру во Христа и не устрашились страданий, гонений и даже самой смерти. И поэтому являются для нас примером того, каким должен быть последователь Христа. Мученик Владимир – один из многих чад Церкви Христовой, кто претерпел и мучения, и изгнание, но остался верным Христу и сподобился от Бога мученического венца.
Владимир Анатольевич Правдолюбов родился 22 июня (ст.ст.) 1888 года в городе Касимове. Его родители - протоиерей Анатолий Авдеевич и Клавдия Андреевна Правдолюбовы. Детство его прошло в Касимове, где он сначала получил домашнее образование, а в десятилетнем возрасте поступил в Касимовское Духовное училище, где преподавал его отец – протоиерей Анатолий.
В 1903 году, в год окончания Духовного училища, когда Владимиру Анатольевичу было всего пятнадцать лет, он совершил путешествие из города Касимова в Саров. Еще до наступления выпускных экзаменов, когда Владимир узнал, что в июле будет совершено прославление преподобного Серафима Саровского, он твердо решил отправиться в Саров, чтобы участвовать в этом всенародном торжестве. Он говорил об этом со своими товарищами и звал их с собой, но никто не поехал. Тогда Владимир отправился в Саров один.
Путешествие было нелегким: где-то пешком, где-то на пароходе, а где и на тряской телеге, но Владимир добрался до Сарова вовремя – к 18 июля (ст.ст.) 1903 года, когда только начинались торжества прославления преподобного Серафима Саровского.
Владимир Анатольевич оставил свои путевые заметки, которые он делал во время путешествия. Эти заметки – свидетельство того, каким было у пятнадцатилетнего мальчика молитвенное настроение, какое благоговейное отношение к преподобному Серафиму. Он пишет, что когда подошел уже к Сарову, то почувствовал себя плохо и вспомнил, что давно уже не вкушал никакой пищи. В это время Владимир входил в лес и увидел много малины. Он начал ее есть. «Вдруг у меня появилась мысль, - пишет он, - что сам Серафим Саровский угощает меня такой сладкой малиной. Эта мысль так укоренилась во мне, что я уже не сомневался в том, что я пришел в гости и Он меня угощает. Мною овладело такое сладостное чувство, что я перекрестился…»
С этих торжеств Владимир Анатольевич привез маленький образок преподобного Серафима Саровского, который до сих пор хранится у потомков его сестры, Антонины Анатольевны Ключаревой.
Владимир Анатольевич, 15 лет
Сразу же по возвращении из Сарова Владимир Анатольевич уезжает в Рязань и поступает в Духовную Семинарию. Учится он успешно и оканчивает ее по первому разряду в 1909 году.
В те годы Духовная Семинария давала весьма солидное образование. Сохранился подлинный аттестат Владимира Анатольевича, в котором он аттестован по двадцати семи предметам. Наряду с церковными предметами в Семинарии изучались такие предметы, как Теория Словесности, История Русской Литературы, Физика, Математика, Логика, Психология, Философия, Дидактика, а также ряд иностранных языков: греческий, латинский, французский, немецкий и еврейский. Курс обучения в Духовной семинарии составлял шесть лет.
Но Владимир Анатольевич продолжил свое образование – в том же году он поступил в Киевскую Духовную Академию и окончил ее в 1913 году со степенью кандидата богословия. Темой кандидатской работы Владимира Анатольевича было: «Неразрывная связь любви к Богу и ближнему в жизни и нравственности христианина».
Перед Владимиром Анатольевичем открывался путь церковного служения, но он не был к тому времени женат, а принимать монашеский постриг не стал, не чувствуя к тому призвания. Он стал заниматься наукой, в основном психологией, и педагогикой. Владимира Анатольевича пригласили в Житомир преподавать русский язык, словесность, а также логику и психологию в Учительской семинарии и женской Гимназии имени святой Анастасии. Уже в августе 1913 года он приступил к своим новым обязанностям.
В 1914 году Владимир Анатольевич стал директором Житомирской Учительской семинарии, а в 1915 и 1918 годах выезжал в Галицию как преподаватель на специальные педагогические курсы, организованные правительством для подготовки учителей народных училищ. Министерство Народного Просвещения отметило Владимира Анатольевича тем, что выразило ему благодарность «за энергичный, умелый и добросовестный лекторский труд» на этих курсах. Такую же благодарность выразил ему и Генерал-Губернатор Галиции. В 1916 году Владимир Анатольевич был награжден орденом святого Станислава 3-й степени за общественную деятельность.
В 1917 году, с приходом новой власти, очень многое изменилось. Владимир Анатольевич впервые был арестован, но вскоре освобожден. В Житомире власть постоянно менялась: то устанавливалась советская власть, то приходили петлюровцы. Граница Украины с Россией была закрыта, поэтому выехать из Житомира, находящегося на территории Украины, было невозможно. Когда к власти приходили петлюровцы, в городе начинались погромы. Владимир Анатольевич несколько раз спасал от погромов тех, кому угрожала опасность. В одном случае несколько семейств укрылись на чердаке Учительской семинарии и благополучно переждали там погромы. В другом случае он вместе со своим другом, учителем семинарии, в одной небольшой комнате укрыл семейство из семи человек. Жилище этих людей было полностью разгромлено, но сами они остались живы. Такие погромы, по свидетельству Владимира Анатольевича, устраивали петлюровцы.
В Житомире Владимир Анатольевич трудился как преподаватель до 1921года. В 1922 году он переехал в Москву, где продолжил свою педагогическую деятельность. Однако вместе с тем он стал заниматься серьезной научной работой.
В 1923 году Владимир Анатольевич стал доцентом Второго Московского Государственного Университета, читал лекции в Психотехнической Лаборатории и Институте методов школьной работы. Областью его научных исследований были педагогика и психология.
В те годы среди ученых, занимающихся психологией, возникла идея создания нового направления в этой науке – специальной науке о ребенке: его воспитании, образовании и формировании как личности. При Втором Московском Университете сформировался целый коллектив известных и талантливых ученых, которые активно разрабатывали это новое направление в психологии. Имена их известны - это профессор А.П.Нечаев, З.А.Шумская, Е.И.Рузер, В.В.Крамер, Л.О.Корст и Е.Н.Завьялова. Они публиковали свои работы отдельными изданиями, помещали статьи в известном в то время журнале «Психология, неврология и психиатрия». Вместе с ними работал Владимир Анатольевич, и деятельность его как ученого и педагога в эти годы успешно развивалась. Менее чем за семь лет, с 1922 по 1929 годы, он издал три книги: «История письма» (Москва, Государственное издательство «Красная новь», 1924 год), «Работоспособность учащихся» (Издательство «Работник просвещения», Москва, 1926 год) и очень важный для педагогики труд «Кино и наша молодежь». В центральной газете «Известия» в 1928 году были напечатаны две его статьи – «О юном кинозрителе» и «Учащиеся и кино», а в журнале «На путях к новой школе» в 1926 году были опубликованы статьи о его работе с родителями учащихся.
Особенно интересна его книга «История письма», которая вышла из печати со множеством иллюстраций и даже цветной вкладкой, что было в те годы большой редкостью.
Вместе с тем Владимира Анатольевича приглашали как специалиста в различные учреждения. В Военной Академии он принимал участие в работе ее Психологической лаборатории, где изучался новый для того времени метод тестирования, получивший теперь самое широкое распространение. В 1923 году он был участником Первого Всероссийского съезда по психоневрологии, на котором прочитал доклад «К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании стенографов».
Однако проблемы воспитания молодых людей волновали Владимира Анатольевича не менее чем наука. И знал он об этих проблемах из своего личного педагогического опыта. Владимир Анатольевич всегда занимался воспитанием детей и подростков - как в Житомире, так и в Москве он постоянно был с молодежью. В 1922 году, когда он приехал в Москву, он сразу же стал преподавателем. Сначала в Первой объединенной школе в Кремле, затем в 73-й школе на Старой Башиловке (ныне - улица Башиловская) и, наконец, в 36-й школе на Маросейке. В те же годы он организовал приют для беспризорных детей и сирот, который располагался на Арбате в одном из старых домов. В этом приюте Владимир Анатольевич сам вел педагогическую работу и считал необходимым общение детей с природой, с миром искусства, с известными людьми. Так в детский дом на Арбате приходили и общались с детьми Сергей Есенин и Айседора Дункан.
Интересны работы Владимира Анатольевича о воздействии на психику ребенка кинофильмов. Уже в то время, в начале двадцатых годов, для него была понятна вся сложность нового явления. В те годы не было компьютеров и компьютерных игр, за которыми в наше время дети просиживают часами. Теперь не только специалистам, но, наверное, всем, у кого есть дети, стала понятна вся пагубность воздействия на здоровье ребенка видеофильмов и компьютерных игр, а Владимир Анатольевич уже тогда предупреждал, что вместе с пользой даже простое кино может нанести психике ребенка серьезный вред. Он писал: «Если мы хотим, чтобы кино не принесло вреда нашим детям, не принесло вреда их психическому и физическому здоровью, не искалечило бы их, то мы должны остановить укоренившийся у нас взгляд на кино как на безобидное и невинное для наших детей развлечение. При условии правильной постановки дела кино может дать прекрасные положительные результаты и, напротив, оно может дать только отрицательные результаты и принести ряд существенных и серьезных неприятностей ребенку. Мы должны помнить, что кино значительно сильнее утомляет учащихся, нежели обычная школьная работа. Если десятилетний ребенок в день отдыха проведет в кино 20-30 минут и тем более час, то это будет значить, что этот день отдыха, как таковой, для него уже потерян, что в данном случае он лишился своего законного и необходимого отдыха.» Если современная психиатрическая наука дает довольно расплывчатые рекомендации по данному вопросу, Владимир Анатольевич говорил конкретно и решительно: «Для детей до восьми лет, а лучше до девятилетнего возраста двери кинотеатров должны быть абсолютно закрыты. Нормальная продолжительность пребывания на киносеансе учащихся различных возрастов должна соответствовать: для детей от 8-ми до 9-ти лет – около 13 – 17-ти минут, от 10-ти до 13-ти лет – до 25-30 минут, для 14 -16 лет – до 40-45 минут, для 17-18 лет – до 50-60 минут. Мы должны внимательно следить за ребенком и за его поведением, за его настроением и отношением к кино, предупреждать признаки всевозможных ненормальностей – чрезмерным увлечением кино, податливостью внушению кинообразов, стремлением ко всякого рода «киногрезам». Во всех таких случаях мы должны принимать соответствующие меры: переключать внимание ребенка на другие предметы, направляя его активную деятельность по другому руслу. Выполняя эти правила, мы тем самым избавим многих и многих из наших детей от серьезных и иногда непоправимых бед и несчастий».
Все это Владимир Анатольевич говорил, основываясь на своем личном педагогическом опыте и научных исследованиях, а в его опубликованных работах дается множество таблиц и графиков, отражающих эту серьезную работу. Неслучайно Государственное издательство в Ленинграде заключило с Владимиром Анатольевичем в марте 1929 года договор об издании его книги «Кино и наша молодежь», так как многие понимали всю важность той проблемы, которой он непосредственно занимался. В том же году эта книга вышла в свет.
Вместе с тем Владимир Анатольевич всегда был близок к Церкви и ее деятелям. Его отец, протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, служил в эти годы в городе Касимове Рязанской области. Там же служили двое его братьев – протоиерей Сергий и иерей Николай. Сам Владимир Анатольевич лично знал Святейшего Патриарха Тихона. Во многом благодаря этому знакомству произошла встреча протоиерея Анатолия Авдеевича и протоиерея Сергия Анатольевича со Святейшим Патриархом Тихоном в 1924 году, на которой Святейший Патриарх поддержал «касимовских протоиереев» и подтвердил каноническое с ними общение, а Владимира Анатольевича, также принимавшего участие в этой встрече, деликатно убеждал принять монашеский постриг. Однако как и в юные свои годы, так и сейчас, Владимир Анатольевич не чувствовал себя готовым к этому нелегкому подвигу, несмотря на то, что не был еще женат.
Возможно, по причине активной общественной деятельности, Владимир Анатольевич до сих пор не мог устроить свою личную жизнь. Только в 1925 году, когда ему было уже 37 лет, он женился на Наталье Сергеевне Шемякиной, уроженке города Касимова. Но брак этот нельзя назвать счастливым: детей у них не было, а в 1932 году, когда Владимир Анатольевич вернулся из заключения и ссылки, жена от него ушла.
Год 1928–й был последним относительно спокойным годом для Владимира Анатольевича. В 1929 году, четвертого июня, Владимира Анатольевича арестовали и заключили в Бутырскую следственную тюрьму. Более двух месяцев он находился под следствием. За это время ему предъявляли самые различные обвинения, доказать которые сами же обвинители не могли. Например, на обвинение в восстании в городе Касимове в 1918 году Владимир Анатольевич отвечал тем, что с 1917 по 1922 год не выезжал из Житомира по причине закрытия границы между Украиной и Россией. На обвинение участия в погромах в городе Житомире в 1918 году он возражал, что, напротив, укрывал в те годы очень многих, кому грозили эти погромы, что могут подтвердить участники этих событий. Тем не менее, Владимира Анатольевича 8 августа 1929 года отправили в тюремное заключение на Соловки. Здесь он провел два года, после чего его отправили в ссылку – в город Вельск Северного края.
Когда в 1932 году Владимир Анатольевич вернулся в Москву, оказалось, что он лишен теперь возможности заниматься педагогической и научной деятельностью – ему запрещено было, где бы то ни было работать. Более того, он даже жить в Москве теперь не имел права. Тогда Владимир Анатольевич уехал в свой родной город Касимов, который находится от Москвы в трехстах километрах. Здесь он стал преподавателем в местном Индустриальном техникуме, а дело его по работе с детьми продолжила его родная сестра - Александра Анатольевна Правдолюбова, посвятившая этому всю свою жизнь.
В 1933 году вместе со своим братом, иереем Николаем Анатольевичем Правдолюбовым, Владимир Анатольевич составил жизнеописание местночтимых подвижников благочестия – Блаженной Матроны Анемнясевской, царевича Иакова, и отшельника Петра. Однако в следующем году ему пришлось уезжать еще далее от Москвы – в город Сергач Нижегородской области. Он и здесь трудился преподавателем.
Интересен рассказ одного очевидца, как уже в Сергаче один из студентов преподнес на Пасху Владимиру Анатольевичу яйцо и сказал: «Христос Воскресе!». Владимир Анатольевич при всей аудитории ответил: «Воистину Воскресе!» В те годы это было мужественным исповеданием веры.
В 1935 году Владимира Анатольевича снова арестовали за составление жизнеописания подвижников благочестия касимовской земли и за его открытое исповедание веры Христовой. Это был уже путь к мученическому венцу. Два года он томился в тюремном заключении в Карагандинских лагерях, а 21 сентября (ст.ст.) 1937 года принял мученическую кончину - Владимир Анатольевич Правдолюбов был расстрелян.
Решением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года Владимир Анатольевич Правдолюбов причислен к лику святых как мученик. На канонизацию он был представлен Алма-Атинской епархией.
Память мученика Владимира празднуется в день его мученической кончины, 21 сентября/4октября, и вместе с Собором всех новомучеников и исповедников Российских – 25 января-7февраля (если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января-7 февраля); также в день Собора Рязанских святых, 10/23 июня, и в день памяти Собора всех Касимовских святых – в четверг Фоминой недели.