- Главная
- Архипастырь
- Епархиальные учреждения
- Епархиальное управление
- Информационно-издательский отдел
- Отдел религиозного образования
- Отдел по делам молодежи
- Отдел по взаимодействию с ВС
- Отдел социального служения
- Миссионерский отдел
- Паломнический отдел
- Отдел по взаимодействию Церкви и общества
- Комиссия по канонизации святых
- Церковно-исторический музей
- Богословско-миссионерские курсы
- Введенский кафедральный собор
- Храмы
- Карагандинское благочиние
- Богородице-Рождественский женский монастырь
- Михаило-Архангельский собор
- Благовещенский храм
- Крестовоздвиженский храм
- Петропавловский храм
- Никольский собор г. Темиртау
- Покровский храм г. Темиртау
- Никольский храм г. Балхаш
- Казанский храм пос. Осакаровка
- Богоявленский храм пос. Молодежный
- Свято-Троицкий храм пос. Ботакара
- Сергиевский храм с. Нура
- Александро-Невский храм г. Приозерск
- Абайское благочиние
- Скоропослушнический храм г. Шахтинск
- Радосте-Скорбященский храм г. Абай
- Андреевский храм г. Жезказган
- Иверский храм г. Жезказган
- Никольский храм г. Сатпаев
- Тихоновский храм г. Сарань
- Никольский храм г. Шахан
- Елисаветинский храм пос. Новодолинский
- Преображенский храм пос. Топар
- Храм св. новомучеников Российских с. Жартас
- Никольский храм пос. Актас
- Карагандинское благочиние
- Троице-Севастиановский собор
- Информация
Архипастырь
Архиепископ Карагандинский и Шахтинский
Евдокия (Адрианова), преподобномученица
Преподобномученица Евдокия родилась 1 марта 1875 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьян Прохора и Надежды Андриановых, у которых было три сына и две дочери. Когда Евдокии исполнилось семнадцать лет, она вместе со старшей сестрой Акилиной, которой в то время было двадцать два года, поступила послушницей в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Подольском уезде Московской губернии.
Монастырь был основан в 1837 году первоначально как богадельня при храме святых мучеников Флора и Лавра в селе Старый Ям. 18 декабря 1855 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) через юродивого Ивана Степановича Саватюгина благословил ее образом Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1856 году богадельня была переименована в молитвенный богаделенный дом. В 1865 году стараниями Христа ради юродивого Ивана Степановича и с помощью средств благотворителей молитвенный дом превратился в женскую монашескую общину. В 1870 году община была переведена в село Лукино в двадцати верстах от Подольска в имение, принадлежавшее Александре Петровне Головиной, и в 1887 году здесь был учрежден монастырь.
В монастыре было три храма, церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых инокинь и приют для девочек-сирот. В то время когда Евдокия и Акилина поступили в обитель, в ней подвизалось около шестидесяти монахинь и послушниц; сестры стали исполнять послушание огородниц, хорошо им известное по жизни с родителями, а затем псаломщиц. В обители они прожили до ее закрытия, которое произошло после большевистского переворота 1917 года, и послушницам пришлось вернуться на родину. Они поселились в Старой Слободке деревни Губино в отдельно стоявшем небольшом ветхом домике, ставшем для них монашеской кельей, и жили, исполняя все, чему были научены в монастыре. Их религиозная ревность обратила на себя внимание безбожных властей, и в феврале 1930 года сестры были арестованы. Властям не удалось доказать виновность монастырских послушниц, и после пяти недель заключения они были освобождены.
1 июня 1931 года власти снова арестовали послушниц – на этот раз с твердым намерением их осудить. Были опрошены жители деревни из тех, кто относился к православным враждебно. Они показали, что послушницы собирают в своем доме единомышленников, ведут беседы, поют молитвы, бывают случаи, что к ним приезжают другие монахини; у себя в доме под видом религиозных обрядов устраивают сборища крестьян, агитируют против колхозов, говоря, что в колхоз идти грешно, что вера не позволяет этого делать, призывают крестьян переносить все муки, говоря, что Господь и не такие муки терпел. Благодаря агитации послушниц, по мнению свидетелей, в деревне туго проходят мероприятия советской власти и из ста крестьянских хозяйств, имевшихся в Старой Слободке, в колхоз записалось десять. В момент вербовки крестьян в колхоз Андриановы будто бы говорили крестьянам, указывая на членов сельсовета и актив: «Вот ходят лжепророки и проповедуют антихристовы заветы, все это перед концом света».
Будучи допрошены, послушницы Акилина и Евдокия виновными себя не признали, на вопрос следователя, за кого они молятся, они ответили, что в молитвах поминают Патриарха Тихона и митрополита Петра Крутицкого. «Особой ориентации мы не имеем, – сказала Евдокия, – считаем себя православными христианами. Сборищ в нашем доме никаких не бывает, молимся мы у себя в доме вдвоем с сестрой, изредка к нам приходят наши братья, изредка нас посещают монахини. Знакомств мы ни с кем не имеем и агитацией не занимаемся».
За три дня следствие было закончено. Послушниц обвинили в том, что они в деревне Губино организовали и возглавили «религиозную секту “православных христиан”», которая «противодействовала своей контрреволюционной агитацией среди крестьян всем политико-хозяйственным кампаниям, проводимым на селе среди крестьянства советской властью и партией... в частности коллективизации». В тот же день сестры были препровождены в Бутырскую тюрьму в Москве.
28 июня 1931 года тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ приговорила послушниц к трем годам ссылки в Казахстан, куда они были отправлены с большим этапом заключенных. По окончании срока ссылки в 1934 году, Евдокия и Акилина вернулись в деревню Губино. Домик их был разрушен, и они поселились у родственников.
В то время в деревне жила семья Карасевых, в которой было четверо детей. Отец у них умер в 1931 году, а мать в 1934-м. Старшей девочке было двенадцать лет, младшей шесть. Их дядя после похорон матери на семейном совете стал спрашивать родственников, куда девать сирот, и предложил отдать их в детский приют. Услышав об этом, дети в один голос заплакали и закричали: «Мы не хотим в приют!» Один из родственников спросил бывшую тут послушницу Акилину: «Бабушка Акулина, а может быть, вы останетесь с ребятами?» – «Останусь, – ответила она, – только вы мне все помогайте». – «А вы не против?» – спросили родственники детей. Сироты уцепились за Акилину и стали умолять ее не уходить от них. Так они остались на попечении послушницы Акилины, а Евдокия жила в доме родственников и часто навещала сестру и сирот. Послушницы читали детям Евангелие и жития святых и вместе с ними молились.
Предполагая в соответствии с приказом НКВД 1937 года произвести массовые аресты, сотрудник местного отделения НКВД в начале октября допросил одного из жителей деревни Губино; тот показал, что на квартиру послушницы Евдокии ходят отсталые колхозники, с которыми она проводит сектантскую работу, что она посещает сиротку, которую агитирует, чтобы та молилась Богу, повесила на нее нательный крестик, а также проводит агитацию и среди других детей в деревне.
Председатель сельсовета представил в НКВД соответствующую характеристику, в которой написал, что Евдокия, посещая сирот, «принудительно заставляла их молиться Богу и ходить в церковь, а от учебы отвлекала... Сельсовет... считает, что Андрианова настроена антисоветски».
27 октября 1937 года власти арестовали послушницу Евдокию, и она была заключена в коломенскую тюрьму. Пришла после этого Акилина к сиротам, горько заплакала и сказала: «Мою Дуню, мою сестру, опять забрали». Между тем сотрудники НКВД собирались арестовать и Акилину и несколько раз приходили в дом Карасевых, но сироты прятали ее, а приходившим всякий раз отвечали: «Ее нет дома, а где она, мы не знаем». К концу 1938 года окончилось время действия приказа НКВД о массовых арестах, и послушница Акилина не была арестована. Она скончалась в середине пятидесятых годов и была погребена на кладбище в соседнем селе Ашитково.
В то время в деревне жила семья Карасевых, в которой было четверо детей. Отец у них умер в 1931 году, а мать в 1934-м. Старшей девочке было двенадцать лет, младшей шесть. Их дядя после похорон матери на семейном совете стал спрашивать родственников, куда девать сирот, и предложил отдать их в детский приют. Услышав об этом, дети в один голос заплакали и закричали: «Мы не хотим в приют!» Один из родственников спросил бывшую тут послушницу Акилину: «Бабушка Акулина, а может быть, вы останетесь с ребятами?» – «Останусь, – ответила она, – только вы мне все помогайте». – «А вы не против?» – спросили родственники детей. Сироты уцепились за Акилину и стали умолять ее не уходить от них. Так они остались на попечении послушницы Акилины, а Евдокия жила в доме родственников и часто навещала сестру и сирот. Послушницы читали детям Евангелие и жития святых и вместе с ними молились.
Предполагая в соответствии с приказом НКВД 1937 года произвести массовые аресты, сотрудник местного отделения НКВД в начале октября допросил одного из жителей деревни Губино; тот показал, что на квартиру послушницы Евдокии ходят отсталые колхозники, с которыми она проводит сектантскую работу, что она посещает сиротку, которую агитирует, чтобы та молилась Богу, повесила на нее нательный крестик, а также проводит агитацию и среди других детей в деревне.
Председатель сельсовета представил в НКВД соответствующую характеристику, в которой написал, что Евдокия, посещая сирот, «принудительно заставляла их молиться Богу и ходить в церковь, а от учебы отвлекала... Сельсовет... считает, что Андрианова настроена антисоветски».
27 октября 1937 года власти арестовали послушницу Евдокию, и она была заключена в коломенскую тюрьму. Пришла после этого Акилина к сиротам, горько заплакала и сказала: «Мою Дуню, мою сестру, опять забрали». Между тем сотрудники НКВД собирались арестовать и Акилину и несколько раз приходили в дом Карасевых, но сироты прятали ее, а приходившим всякий раз отвечали: «Ее нет дома, а где она, мы не знаем». К концу 1938 года окончилось время действия приказа НКВД о массовых арестах, и послушница Акилина не была арестована. Она скончалась в середине пятидесятых годов и была погребена на кладбище в соседнем селе Ашитково.
Тройка НКВД приговорила послушницу Евдокию к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 20 декабря она прибыла в составе большого этапа в Карлаг, а затем была отправлена в Акмолинское отделение.
В деле заключенной имеется следующая характеристика: "... хорошая, добросовестная работница. Любит труд. Норму вырабатывает на 114%. Качество работы хорошее, дисциплинированная. Инвалид группы "Б".
Здесь в 1942 году она была вновь арестована. В обвинительном заключении о ней и ее сподвижницах говорится, что "они, отбывая меру наказания по 1-му приговору в Акмолинском отделении Карлага, будучи враждебно настроенными к советской власти на протяжении всего времени, начиная с июня месяца 1941 года, проводили контрреволюционную деятельность среди заключенных, направленную против советского строя, были организаторами в проведении антисоветской агитации, прикрываясь религиозными убеждениями.
С 3 июля 1941 года, будучи годными к физическому труду и обеспечены продуктами питания, не выходили на работу по день ареста. Виновными себя не признали, за исключением того, что они религиозные и проводили религиозные обряды".
Вместе с монахиней Евдокией арестовали еще одиннадцать верующих женщин-заключенных, получивших ранее различные сроки -- от 2 до 10 лет. Все были крестьянского происхождения. Вот их имена: Наталия Семеновна Карих, Анна Антоновна Водоланова, Акилина Степановна Дубовская, Наталия Федоровна Копытина, Александра Михайловна Смолякова, Ирина Лаврентьевна Гуменюк, Ксения Михайловна Радунь, Ксения Ивановна Дударенко, Домна Ефимовна Василькова, Татьяна Игнатьевна Кушнир, Иустина Матвеевна Меланич.
20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении Карлага монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова и с ней 10 сподвижниц были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу (кроме Иустины Меланич, которая была осуждена на 10 лет лишения свободы и умерла в заключении). Приговор приведен в исполнение. Место погребения неизвестно.
Монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова реабилитирована согласно закону Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий" от 14 апреля 1993 года.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года монахиня Евдокия и все проходившие с ней по одному следственному делу прославлены в лике святых.