19 февраля в концертном зале "Шалкыма" концертом "Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче" открылись VI Севастиановские чтения.

Карагандинский симфонический оркестр исполнил произведения известных русских и иностранных композиторов.

С приветственным словом выступил благочинный Абайского округа священник Александр Угольков. Поздравив всех присутствующих с открытием чтений, он обратил внимание на то, что притча о блудном сыне, читаемая в этот день во всех храмах имеет не только духовно-нравственное значение для личности, но и отображает тот процесс общественного духовного возрождения, который мы можем наблюдать на протяжении последних 15 лет. Находясь "на стране далече",  угнетенный идеологией безбожия, советский народ обратился к своей, казалось, совсем позабытой духовной традиции. Повсеместно восстанавливаются и строятся храмы и монастыри, учреждаются духовные школы, братства, работают паломнические службы, издается огромное количество церковной периодики и книг. Но при этом, заметил выступающий, мы должны не забывать, что Православие не ограничивается внешним благочестием. Даже если человек построил 10 храмов, но не создал храм в своей душе - горе ему. Необходимо всегда проверять себя: какое место в моей жизни занимает Христианство.

Наша вера, вера людей церковных, в контексте других наших дел, занимает ли первое место? В первые века христианства само собой подразумевалось: если человек крестился, становился христианином, то его выбор не может быть несерьезен, потому что, выбирая Христа, он ставил себя под угрозу физической смерти.

Позже все изменилось, но все же в разные века христианин становился перед выбором: или жизнь, но без Христа или смерть, но с Ним. Совсем недавно в этом состоянии находилась и наша мать - Русская Церковь. Сотни тысяч пострадавших за веру, перед ними встал выбор, и они сделали его в пользу Христа. Сейчас мы прославляем величие их подвига, удивляемся их мужеству, но при этом часто не даем себе отчета в том, что они такие же обычные люди, как и мы.  А так как Бог никому не затрудняет спасения, то, значит, и нам всем предстоит испытать в жизни нечто подобное: пройти экзамен веры. Может быть, не в такой крайней форме, как у мучеников: жестко и страшно.  Скорее всего, это испытание будет вполне обыденным, причем настолько, что мы, возможно, даже и не заметим его. Как то было у апостола Петра: вот он готов умереть за Наставника, выхватывает меч, отсекает ухо врагу, полон решимости и храбрости стоять до конца перед лицом многочисленной вооруженной стражи. А на вопрос какой-то служанки, немощной женщины, он отвечает, отрекаясь от Христа. Поэтому нужно быть предельно внимательным к себе, к своей жизни, каждый свой поступок, слово, мысль проверять в свете веры: насколько они соответствуют нашему смыслу жизни - спасению в вечности.

Продолжили концерт выступления церковных хоров Свято-Благовещенского храма города Караганды и Свято-Скоропослушнического храма города Шахтинска. Они исполнили песнопения богослужебного обихода и старинные духовные канты.

Завершил концерт Дмитрий Богорубов, исполнивший духовные канты в сопровождении гитары.

На следующий день в помещении воскресной школы Свято-Введенского Кафедрального собора начались заседания Севастиановских чтений. Предварялись они служением Божественной Литургии и молебна с акафистом преподобному Севастиану Карагандинскому.

Первым выступил благочинный Карагандинского округа протоиерей Михаил Патрикеев, он поздравил всех с началом чтений, отметил их значимость для карагандинского православия.

С кратким обзором Рождественских чтений, проходивших в г. Москве, в январе 2006 года выступил священник Александр Угольков.

Проблемы и задачи получения высшего духовного образования в Казахстане осветил в своем выступлении настоятель Крестовоздвиженского храма г. Караганды иерей Игорь Лисицын. Он рассказал о Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, его структуре, методах работы, поделился личными впечатлениями об учебе. Образование, полученное в университете, по словам  докладчика, имеет высокий уровень не только в России, но и в Казахстане. А в условиях недостачи грамотных специалистов религиоведов выпускники университета смогут преподавать не только в воскресных школах, но и в высших школах Казахстана.

"Православная школа и ее востребованность на современном этапе" - с таким докладом выступила руководитель воскресной школы по формированию православного мировоззрения г. Темиртау Т. Хмырова. Она рассказала о методах работы воскресной школы, ее проблемах, которых множество, хотя и прошло уже более 10 лет с той поры, когда появились первые воскресные школы.

После обсуждения доклада, посвященного работе воскресных школ, выслушали доклад "Катехизация молодежи в наше время" настоятеля Свято-Скоропослушнического храма г. Шахтинска иерея Владимира Фрейганга. Докладчик подчеркнул, что в настоящее время, когда среди наших прихожан превалирует число тех, кому "за шестьдесят", катехизация молодежи становится первоочередной задачей миссионера. Рассказав об опыте своей работы, он отметил важность проведения различных мероприятий с участием молодежи, подобных съезду, проведенного летом прошлого года.

В процессе обсуждения докладов поднимались актуальные темы миссии среди слабослышащих, глухонемых и слепых. Был сделан ряд предложений по работе в этой области.

С последним докладом в этот день чтений выступила доктор филологических наук, профессор Т.Т. Савченко. Свой доклад "Православие и литературное наследие России" она посвятила рассмотрению творчества Н.В.Гоголя, творческий путь которого явился исповеданием православия, за что современные ему либеральные критики обвиняли в ренегатстве "просвещенных идей", а советское школьное литературоведение и вовсе объявило душевнобольным. Духовные аспекты творчества Гоголя еще плохо изучены, но несомненно то, что Гоголю, по словам К.Мочульского, "было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии".

21 февраля - третий день чтений начался докладом клирика Свято-Введенского собора г. Караганды иерея Ахии Рахимжанова "Изучение истории родного края - необходимая составляющая нравственного воспитания личности. История христианства в Казахстане и на карагандинской земле". Докладчик подчеркнул, что обычно говорят только о том, что знание и изучение истории имеет значение в развитии человеческого общества, но при этом, мы должны знать, что и интерпретация исторических событий имеет огромное влияние на формирование человеческого мировоззрения. Например, историческое учение о борьбе классов неизбежно приводит к мысли о возможности и даже необходимости насилия над человеком. Поэтому отношение верующего человека к истории - это не просто пассивное впитывание исторических фактов, но, в первую очередь, осознание своей роли в историческом процессе, как о том говорит Евангелие: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". (Матф.5:16). Выступающий рассказал об истории христианства (это было в основном несторианство) в Казахстане и Средней Азии. История несторианства, в свое время господствующей религии в Средней Азии, забыта. Это произошло в первую очередь по вине самих христиан, ведших жизнь прямо противоположную тем принципам, которые проповедовала их вера. В наше время перед нами пример людей совершенно другого рода. Это мученики и исповедники последних времен, подражая которым нам необходимо строить здание Церкви земной в пределах нашего исторического бытия.

Проблема современных информационных технологий в аспекте их воздействия на личность волнуют сейчас многих. С докладом на тему «Ребенок и компьютер» выступил выпускник ПСТГУ С.П.Федяев. Необходимо, признавая пользу практически во всех областях человеческой деятельности информационно-вычислительных машин, невозможно отрицать и их негативное действие на человека. Понимая, что сегодня невозможно оградить ребенка от компьютера, мы приходим к проблеме выбора того, что может быть ему полезно, а что вредно. В первую очередь приходится разрешать задачу: ребенок и компьютерные игры. Некоторые из них совершенно неприемлемы, есть ряд обучающих игр, которые при контроле со стороны родителей могут, наверное, принести ребенку некоторую пользу. В любом случае, проблема ребенка и компьютера является проблемой педагогической. И если родители не будут освобождать свое личное время, перепоручая свое чадо машине, но сами станут участвовать в процессе освоения ребенком компьютера, мудро направляя его своей любовью ко благу, то риск негативного воздействия компьютера на формирование личности ребенка значительно снизится.

Теме воспитания был посвящен и последний доклад этого дня чтений, прочитанный врачом-психотерапевтом Н.Д.Седовой. Доклад по теме "Духовные проблемы личности как причины психических заболеваний" раскрыл перед слушателями сложные аспекты формирования личности. Воспитание личности состоит из очень многих компонентов. Среди прочего часто причинами душевных заболеваний являются и ошибки в воспитании, главнейшими из которых можно назвать культивирование в человеке эгоцентризма, перерастающего в дальнейшем в эгоизм, который, в свою очередь, приносит страдания не только окружающим, но и самому человеку.

Внутренний конфликт личности приводит к внешним конфликтам, постоянный конфликт с окружающим миром рождает аномальную личность, т.е. психопатическую.

Докладчик подробно рассказала об этапах развития личности, сложностях, предостерегающих на этом пути родителей и педагогов. Путь православной педагогики, в первую очередь, методы рассуждения, внимания и любви к человеку могут помочь воспитателю избежать многих ошибок, ведущих к тяжелым последствиям.

Следующие два дня чтения проходили в помещении Филиала Алматинского Епархиального Духовного Училища Богословско-Миссионерского факультета при КС ПБО "Светоч". Вниманию слушателей были представлены две лекции, прочитанные доктором филологических наук, профессором Т.Т. Савченко и преподавателем Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Г.В.Бежанидзе.

Т.Т.Савченко в своей лекции, посвященной литературному наследию России в ее православном аспекте, сделала интересный анализ всем известного из школьной программы литературного памятника "Слово о полку Игореве". Анализируя это произведение, можно разглядеть нечто большее, чем простой героический сюжет. Противопоставление автора слова и сказителя Бояна, это противопоставление двух различных мировоззрений: доевангельской, языческой Бояна и христианской, которой наследует сам автор "Слова..." "При этом, - говорит исследователь И.А.Есаулов, - ориентация Бояна как естественного продолжателя былой славянской языческой установки ("внука Велеса", идущего по "тропе Трояна") сразу же отвергается автором". Его герой, Игорь, должен пройти покаяние. "Не получивший благословения поход Игоря, его самовольный исход за пределы Русской земли, своеволие, как таковое, завершаются тем, что "Игорь князь выседе изъ седла злата, а въ седло кощиево". Тогда как чудесное возвращение героя в пределы Русской земли - прямое исполнение воли Божией", а кульминационный момент - побег из плена,  конечный пункт пути которого: церковь Богородицы в Киеве.

На первый взгляд не понятно то ликование на Руси по поводу возвращения Игоря после неудачного с военной точки зрения похода, к тому же потерявшего дружину. Вот как это объясняет исследователь. "Единственное, на наш взгляд, адекватное объяснение такого вселенского веселия - христианская точка зрения самого автора "Слова...", для которого следование героя путем, угодным Богу (и, тем самым, спасение души князем Игорем; отказ от богоборческой позиции невнимания к "знамению"), иерархически важнее земной военной неудачи и в высшей степени достойно итогового прославления. Христианская установка автора объясняет финальное веселие после завершения погибельного похода: душа одного человека "перевешивает" все остальное". (И.А.Есаулов)

Г.В.Бежанидзе, преподаватель Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, прочитал лекцию на тему "Христологический и пневматологический аспект Церкви".

Экклезиологическое сознание современного христианина христоцентрично. В современной богословской литературе о Церкви говорится главным образом как о Теле Христовом, все остальное обычно забывается, остается вне внимания авторов. Это обусловлено в значительной степени западным влиянием. Если мы обратимся к наследию отцов Церкви, то увидим, что в предании Восточной Церкви экклезиология уходит своими корнями в равной степени и в христологию, и в пневматологию, т. е. в учение о Святом Духе. Ап. Павел говорит: "Бог все покорил под ноги Его (т. е. Христа) и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 22-23). Эти слова содержат указание на два аспекта Церкви; с одной стороны, она есть Тело Христово, а с другой - "полнота Наполняющего все во всем", т. е. Святого Духа.

Миссия Двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и совершают на земле одно и то же дело - созидают Церковь. И чтобы уяснить это различие, следует рассмотреть, каково место и назначение в Церкви каждого из вышеназванных Лиц.  Докладчик показал это на примере Таинств Церкви: Крещения, Миропомазания, Покаяния и Евхаристии.

На этом завершились VI Севастиановские чтения. Протоиерей Михаил Патрикеев, подводя итоги, поблагодарил всех участников и выразил надежду, что все актуальные проблемы церковной жизни карагандинских благочиний будут решаться в том же духе братского взаимопонимания и сотрудничества, имевших место в ходе чтений.

   

?