06.01.2019

 


 

Сын Безначального Отца, Сын истинный, благоволил назваться Сыном Давидовым, чтобы тебя сделать сыном Божиим, благоволил иметь раба Своим отцом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку.
Святитель Иоанн Златоуст.

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
Христос рождается, славите!

Рождество Христово – величайшее событие во вселенной, слава и утверждение нашей веры. Оно значительнее даже творения мира, потому что тогда действовала творческая сила Бога, создавая из небытия величие нашей вселенной, а в Рождестве Сам безначальный Творец становится частью Им созданного мира, по слову Григория Богослова, «Существующий получает бытие, и Несозданный создается».
Христианство немыслимо без учения о Боговоплощении. На предвечном совете Святой Троицы Всеведущий Бог, прозревая падение Адама, домостроительствует о спасении рода человеческого. Сотворив человека по образу Своему и по подобию, Господь даровал «ему власть жизни вечныя». В этом полнота человеческой свободы. И здесь возникает вопрос: зачем Бог - Единый Властитель мира - наделяет Свое создание этой неизмеримой властью, для чего делает дверь, в которую не может войти Сам, но смиренно стоит и стучит (Откр.3:20), ожидая ответа? И ответ один: только в свободе воли образ Божий поднимается до подобия и через познание Бога восходит к Вечному блаженству. По слову блаженного Августина, Бог одарил человека свободною волею для того, «чтобы он управлял ею, чтобы остерегался падения; и поместил его в раю сладости, как бы в тени жизни, откуда праведность восходила бы еще в большие усовершения».
Но враг рода человеческого, движимый завистью и злобой, лишил первозданного Адама этого восхождения в благости. Прельстившись коварством змия, человек вместо настоящего знания «единого истинного Бога» (От Иоанна 17:3), повлекся к ложному, думая, что будет, «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4). Но диавол «лжец искони», и заманчивые пути, которые он предлагает, всегда заканчиваются бездной. И наш прародитель, дерзким непослушанием удалившись от Источника Жизни, опытно узнает, что такое смерть. И как заболевший корень все растение делает больным, так и грех Адама обрекает на зло и смерть всех нас, его потомков.
И вот «когда, - говорит Григорий Богослов, - Христос увидел, что душепагубный грех истребил в человеческом теле все, что было вложено небесного, и хитрый змий царствует над людьми, тогда, для возвращения Себе Своего достояния, не других помощников послал против болезни, но Сам, истощив славу, какую имел, и Безсмертный, став смертным, пришел через Матерь Деву, чтобы целому спасти целого человека».
И сегодняшний наш праздник, украшенный славословием ангелов, радостным торжеством пастухов, благоговейным поклонением волхвов, смирением праведного Иосифа и сокровенным молчанием Девы Марии - об этом. Христос родился, Бог воплотился «нас ради человек и нашего ради спасения»!
Понесем эту радость миру! И не высокими словами будем возвещать о ней, а делами добра, любви и милосердия!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и Новолетием! Христос, родившийся ныне в Вифлееме, пусть дарует нам мир, благость, любовь друг другу и ко всем, да обретем и мы спасение, не своими делами, но милосердием Божиим, о котором так сильно, славно и торжественно возвещают ангелы: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение»!

Севастиан, епископ Карагандинский и Шахтинский.
Рождество Христово,
2018/2019 гг..
Город Караганда.