24.12.2010

23 декабря в Департаменте Уголовно-Исправительной Системы Министерства Юстиции по Карагандинской области состоялся семинар-совещание  с  оперативными сотрудниками ДУИС по Карагандинской области на тему: «Работа с осужденными по профилактике религиозного экстремизма». В работе семинара-совещания принял участие клирик Свято-Введенского собора гор. Караганды иерей Владимир Кинзирявый, который выступил с докладом:

  «Роль религии в формировании духовно-нравственных качеств личности».

          Братья и сестры! Я благодарен организаторам данного семинара-совещания за предоставленную возможность выступить. Вопросы поднятые на данном семенаре очень актуальны и злободневны. Происходящие события показывают, что обстановка в мире действительно не простая. В мире не прекращаются войны и военные конфликты, возникают всё новые и новые очаги напряжённости. Мир становится заложником международных террористических организаций. С глубокой скорбью приходится нам почти каждый день получать из СМИ сведения о различных совершённых терактах, новых и новых террористических группировках «берущих ответственность» за взрывы, погромы, смерти ни в чём не повинных людей. И ужаснее всего, что такие «смертоносно-звериные организации» в основной своей массе позиционируют себя как «религиозные». Фундаментализм и религиозный экстремизм берутся как знамя на вооружение экстремистскими политическими силами, а также используются террористами для оправдания преступлений, не имеющих ни чего общего с истинными канонами мировых и традиционных, культурообразующих религий. Не случайно в одном из своих выступлений на Ассамблее народов Казахстана, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев особо остановился на вопросах, касающихся безопасности страны и её граждан. «Сложность и непредсказуемость современного мира, - отметил он, - вынуждает нас постоянно осмысливать ситуацию, искать новые подходы к решению главной задачи государства – обеспечению безопасности страны и общества.  Нужно прилагать постоянные усилия в деле  укрепления мира и согласия, адекватно отвечая и реагируя на постоянно возникающие угрозы.

          Всё Священное Писание сводится к двум главным заповедям: - это к любви к Богу и ближнему, и служение Богу возможно лишь только через служение ближнему. Поэтому Церковь несёт своё социальное служение в мире. И одной из главных задач социального служения Церкви является попечение как о лицах находящихся под стражей, так и о самих работниках правоохранительных органов.

          Христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть "покорна высшим властям" (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать "кесарево ке­сарю, а Божие Богу" (Лк. 20. 25). Но человеческая греховность порождает преступления - нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем понятие гре­ха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях. Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: "Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбоде­яния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15. 19). Необходи­мо также признать, что подчас преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие закон­ного порядка. Криминальные сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы использовать их в своих целях. Особен­но опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, - фундаментализм, религиозный экстремизм, терроризм и тому подобное.

           Профилактика преступности возможна прежде всего через вос­питание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истин­ных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Цер­ковь призвана к активному взаимодействию с правоохранительными органами. При отсутствии в на­роде положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь чес­тного и достойного образа жизни. Нравственность - есть понятие сугубо религиозное, ибо не будучи освященной Создателем, она деградирует. В чём отличие верующего человека от неверующего? А в том, что человек верующий имеет в душе некий духовно-нравственный стержень, через который он оценивает свои действия и поступки, сверяя их с духовно-нравственными установками данными нам Создателем и отражёнными в Священном Писании. Т.е. внутренний самоконтроль, который помогает сознательно противостоять греху, страстям и порокам, являющимся источниками зла в мире. А для человека неверующего принцип один, бери от жизни всё, поступай как считаешь нужным, лишь бы не поймали, ибо «Если Бога нет, то человеку всё позволено». Вот почему так важно  иметь человеку этот духовно-нравственный стержень, который формируется только через приобщение к истинному источнику этого духовного начала, т.е. к Богу.

          Православная Церковь постоянно напоминает о том,  что духовные процессы, положительные и отрицательные, происходящие в душе, отражаются на всём человеке, - на его умонастроении, отношениях с окружающими, жизненной позиции и приоритетах, здоровье, и в конечном счёте влияют на здоровье общества в целом. Там, где теряется правильный вектор духовной борьбы и, начинается борьба не с собственными страстями, пороками и недостатками, а начинается поиск внешних причин и виноватых «во всех бедах», - там корень возникновения религиозного экстремизма и национальной нетерпимости. «Свято место пусто не бывает» - гласит народная мудрость, а потому на этом месте, где могли бы произрастать плоды просвещения, общечеловеческие ценности, консолидирующие общество, находят почву идеологи псевдо-религиозных, националистических и других партий и движений, представляющих потенциальную угрозу для общества и государства. Бескультурье и необразованность в вопросах веры, возникновение ложного чувства национального и религиозного превосходства и исключительности, – вот катализатор, подталкивающий человека к «религиозному экстремизму». Когда люди принимая веру, но не зная её, не умея и не желая её осмыслить, усваивают вместе с верой массу суеверий и предрассудков, то тогда возникает пусть ещё скрытая, пассивная, но всё же предрасположенность к экстремизму. Остаётся малое, попасть «в нужные руки». Духовные иммигранты проникают в нашу страну, овладевая душами и умами наших сограждан, делая их в лучшем случае пассивными членами общества, исключая их из общественного процесса, а в худшем они становятся на прямой путь борьбы с государством и обществом. Не надо думать, что в секты и псевдорелигиозные организации может попасть кто угодно, только не мы и наши родственники. Примеров тому много когда в секты попадают люди без различия национальностей и культурных традиций.  И здесь, как ни когда актуально встаёт вопрос о грамотном религиозном образовании современного человека, для решения которого так необходим здоровый и дружеский тандем (т.е. симфония)  Церкви и государства. Чтобы не попасть в ловушку «заблудившихся в поисках Бога», нужна особая осторожность и здоровый консерватизм. В этом и заключается роль мировых, традиционных, культурообразующих религий, как веками проверенных носителей общечеловеческого духовного наследия, с их веками наработанной духовной практикой, которая единственно и может спасти от некоторых запредельных для человеческого разума экспериментов, от массированного наступления необычных, предельных форм «богоискательства» и нового мироустройства, угрожающих существованию как государства, так  и человечества в целом.

          Свобода совести, право на свободу вероисповедания гарантируется Конституцией Республики Казахстан. В том числе это распространяется и на лиц находящихся в местах заключения. Совершенное и осужденное по закону преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении человека, нарушив­шего закон, а также в ограждении общества от преступника и в пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не становясь судьей человеку, пре­ступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очище­ния согрешившего.

Заключение, изгнание (ссылка), исправительные работы используемые в качестве наказания  в современном мире, не только ограждают общество от злой воли пре­ступника, но и призваны служить его исправлению. Так, лишение или ограниче­ние свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищен­ным. Труд способствует воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести полезные навыки. В процессе исправительного труда греховная сти­хия в недрах души должна уступить место созиданию, порядку, душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы лица, находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения, чтобы условия их содержания были такими, при которых их жизнь и здоровье не подвергались бы опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы пагубный пример других узников.

          Профилактика религиозного экстремизма в местах лишения свободы должна стать одним из главных принципов в работе с осужденными. Нужно не бить по хвостам, когда уже произошли некие негативные процессы (как например в гор.Актау), а работать на профилактику, привлекая для этого представителей традиционных, культурообразующих,  религиозных конфессий (т.е. ислама и Православия).  Не сводить это к компанейщине, а привлекать на постоянной регулярной основе.    Обеспечить возможность духовного окормления  и удовлетворения духовных запросов осужденных через проведение молебнов, обеспечения духовной литературой, создания молельных комнат. Вести религиозно-просветительскую работу, привлекать к работе по профилактике проникновения  запрещённых религиозных учений, воздействия на осужденных проповедников всевозможных сект и секточек, манипулирующих сознанием людей, проповедующих культурные и религиозные ценности,   чуждые менталитету, культурным и религиозным традициям нашего многонационального народа, и представляющими реальную угрозу проявлений фундаментализма, религиозного экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости.

          Церковь уповает, что совместное благотворение приведет её соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нрав­ственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в усло­виях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спаситель­ное делание. В этом мы видим исполнение своих религиозных принципов, о которых постоянно возносим молитвы ко Господу в наших храмах. Аминь.