Преподобномученик архимандрит Маврикий (Полетаев Михаил Владимирович) родился 18 декабря 1880 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии.Местом его учебы были Санкт-Петербургские Духовные школы.
 
После завершения учебы он принимает сан священника и выбирает местом своего служения далекий Туркестан. Согласно сохранившемуся в их роду семейному преданию, это решение было принято не без влияния святого праведного Иоанна Кронштадского, который благословил о. Михаила на службу в Средней Азии. Он был лично знаком с всероссийским пастырем не только потому, что жил в Кронштадте. Его отец протодиакон Владимир Полетаев служил в Андреевском соборе при святом Иоанне Кронштадтском. А мать молодого иерея Мария Петровна Нисвитская была племянницей его жены. Поэтому святой Иоанн Кронштадтский, конечно же, не мог остаться безучастным к судьбе молодого священника и благословил его на путь служения Господу.
 
 
Путь, который, по Промыслу Божиему, оказался со многими скорбями и лишениями, привел духовное чадо отца Иоанна, как и тысячи людей, «за веру и правду пострадавших», на Русскую Голгофу.
 
В 1908 году, в последний год земной жизни Кронштадтского пастыря, отец Михаил отправляется служить в Закаспий, в древний туркменский город Мерв. Священники ехали служить туда не очень охотно, хотя  христианские традиции сложились там издавна.  Вот что пишет об этом в своей книге «Большой полёт крылатого коня» митрополит Ташкентский и Среднеазиатским Владимир (Иким): «...на Туркменской земле всходы проповеди святого апостола Фомы проявились раньше и ярче, чем в любом другом краю Центральной Азии. В пригороде Мерва археологами обнаружен христианский храм, построенный уже в начале II века по Рождеству Христову. В трудах аль-Бируни упоминается имя одного из первых наставников Мервской общины. Им был священник Барахий, память которого почиталась в этом городе на протяжении многих столетий.
 
...На рубеже III-IV веков в Мерве первой во всем центральноазиатском регионе утверждается епархия во главе с епископом, затем превращающаяся в мощную Мервскую митрополию. Эта митрополия вкупе с возникшей позднее Самаркандской первоначально окормляла всю Центрально-Азиатскую Церковь, которая простирала свое влияние и на Великую Степь, и на Афганистан, и на Китай. Вплоть до эпохи Тюркских каганатов и основания отдельной Невакетско-Кашгарской митрополии - из Мерва в города Семиречья (современная Киргизия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) направлялись епископы, хорепископы (викарии) и священнослужители».
 
Как пишет владыка Владимир, в Мерве «был построен прекрасный храм в стиле русского «барокко».
 
Церковь эта была построена в самом начале прошлого века руками русских солдат, которые несли службу на территории Закаспия. Ее настоятель являлся военным священником, ему приходилось окормлять многочисленный гарнизон российской армии, находящийся в Мерве. Прослужив несколько лет настоятелем этого армейского храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, отец Михаил «за усердное служение Церкви» был возведен в сан протоиерея.
 
После октябрьского переворота он повторил судьбу всего нашего духовенства. Его неоднократно арестовывали, запрещали исполнять свой пастырский долг. По словам внучки - Анны Владимировны Мирошниковой, овдовев, отец Михаил переехал во Владимирскую губернию, где принял монашеский постриг с именем Маврикий. Его дети были взрослыми, жили отдельно.
 
Однако согласно Архиву ДКНБ по Карагандинской области Д.N2060, сначала служил в Переяславле-Залесском, потом был переведен в Москву, где в 1927 году принял монашество в Никитском монастыре.
 
8 сентября 1928 года архимандрита Маврикия, который служил в то время в городе Юрьев-Польский Владимирской области, арестовали (биографический справочник «За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник». Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000, с.58). Коллегией при ОГПУ по обвинению за «контрреволюционную деятельность» (ст.58-10 УК РСФСР) он был приговорен к 3 годам ссылки с лишением права проживания в 6 крупных населенных пунктах страны. По источнику ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-77092., в 1928 году получил 3 года ссылки, наказание отбыл в Орле с 1928 по 1930 год.
 
По освобождении с 1930 по 1935 год служил в Кукуевской церкви Загорска (Сергиева Посада) Московской области. Жил в доме № 27 по улице Н. Кукуевская, где и был арестован 21 октября 1935 года и впоследствии заключен в Бутырскую тюрьму г. Москвы, где находился до февраля 1936-го. Поводом к аресту послужило «существование контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикием и монахом игуменом Максимилианом».
 
Особым Совещанием при НКВД СССР 8 февраля 1936 года по обвинению в «антисоветской агитации, активном участие в к/р группировке церковников и бывших монахов Троице-Сергиевой лавры, прославлении в к/р целях могилы «старца Алексия» Соловьева, распространении провокационных слухов» (ст.58-10,58-11 УК РСФСР, «Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936 г.») был приговорен к 3 годам ИТЛ.
 
 
В обвинительном заключении говорилось, что «в г. Загорске... возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи б. «Сергиевской Лавры» - Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан... и Полетаев М.В., он же архимандрит Маврикий, Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б. монахами «Сергиевской Лавры» и к/р настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б. монахов, монашек и к/р .настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви, окружающим необходимость организации нового церковного управления и людей безусловно преданных церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу «старца Алексея»[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе...».
 
Карательные органы преследовали за того «старца Алексея»[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище», которому 5 ноября 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе в храме Христа Спасителя было доверено вытащить жребий с именем нового Патриарха. Им стал святитель Тихон.
 
Пройдут годы гонений и преподобномученика Маврикия (Полетаева) вместе со старцем Алексием Зосимовским причислят к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Архиерейском Юбилейном Соборе.
 
Но вернемся в то трагическое время. 9 февраля 1937-го архимандрит Маврикий был отправлен в одно из страшнейших подразделений ГУЛАГа - КарЛАГ. Этот лагерь располагался на огромной территории, имевшей даже свою столицу - казахстанский город Караганду.
 
28 сентября 1937 года архимандрит Маврикий Тройкой при УНКВД по Карагандинской области был обвинен в «создании в КарЛАГе НКВД к/р группы, которая под руководством Полетаева проводила богослужения и тем распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников» (ст.58-10,58-11 УК РСФСР, «Дело архимандрита Маврикия (Полетаева) и др. Караганда. 1937г.» ), а так же по причине того, что, «отбывая меру соцзащиты в КарЛАГе НКВД... создал к/р группу, которая под руководством [архимандрита Маврикия] Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников, направленные на дискредитацию советского правительства...».
 
Он был приговорен к расстрелу.
 
 
Свидетели, проходящие по делу говорили, что Полетаев «был организатором собраний заключенных, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. Богослужения устраивали на квартире Полетаева и Кондратьева, в кузнице и за стогами сена. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие... На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, - он сказал, что пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит... Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи. Что Господь милостив, что Он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу». И еще, мол, Полетаев говорил: «...нашим страданиям придет конец, ... вера истинных христиан восторжествует в России снова».
 
На допросах архимандрит Маврикий показал, что «...к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления мне и неприятен», все остальные обвинения отрицал, виновным себя не признал. Категорически отрицал желание создать к/р группу.
 
«Я свое молитвенное настроение храню при себе, во вне я его не проявлял», - говорил священномученик на допросе.
 
По рассказам епископа Ташкентского Гурия (Егорова), который в 1933-1943 годах отбывал сроки в различных лагерях и тюрьмах, в том числе находился и в КарЛАГе, отца Маврикия «сильно мучили, а потом расстреляли».
 
Приговор приведен в исполнение 4 октября 1937 года.
 
 

Преподобномученик Маврикий (Полетаев) канонизирован по представлению Алматинской епархии Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. 

Дни памяти: 21.09/04.10. - день мученической кончины (1937) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских - первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02.

 

Страница в Базе данных ПСТГУ

Комиссия по канонизации святых, Владимирская епархия

Официальный сайт Котовского благочиния

 

 


поиск в православном интернете: