Леонид Васильевич Сальков родился в 1886 году в селе Таганаш Перекопского уезда Таврической губернии в благочестивой многодетной купеческой семье. В ней было четыре сына - Михаил, Леонид, Владимир, Николай и две сестры. Отец его, Василий Сальков был человек обеспеченный. Он имел 40 десятин собственной земли с садом и огородом - около 5 десятин, кроме этого владел соляными промыслами и имел собственный дом в Симферополе. В 1904 году юный Леонид заканчивает одну из Симферопольских гимназий. С 1905 года по 1911 год учится в Москве на физико-математическом факультете Московского университета. По окончанию университета в этом же году призывается в армию. Прослужив год, в 1912 году демобилизуется в запас в чине прапорщика. Братья Леонида Васильевича пошли по военной линии, все стали офицерами.
 
В 1914 году прапорщик запаса Леонид Васильевич Сальков призывается в действующую армию - в 13-ую артиллерийскую бригаду на румынский фронт. Вскоре он производится в подпоручики, а в начале 1917 года - в поручики. Февральская революция 1917 года застает его на румынском фронте, в этой же артиллерийской бригаде. В июле 1917 года Леонид подает в отставку и переводится в г. Одессу в резерв. Ужасы войны заставили молодого поручика задуматься о монашеской жизни.  Всемилостивый Господь, который видит сердце человека и его произволение, направляет стопы раба Божия Леонида в храм свт. Николая и Всех Святых, в земле российской просиявших. Сей храм, построенный по благословению свт. Иннокентия Херсонского еще в 1857 году, окормлял с 1903 по 19024 год великий святой земли русской св. праведный Иона, Одесский чудотворец (протоиерей Иона Моисеевич Атаманский). Сей чудотворец после неоднократных встреч с рабом Божиим Леонидом благословляет его уйти в Благовещенский монастырь для постижения тайн монашеской жизни.
 
В апреле 1918 года монастырь захватывают немецкие войска, и волею Промысла, по молитвам святого праведного Ионы, Леонид освобождается и приезжает в Одессу, где живет две недели у протоиерея Ионы Атаманского. Духовное общение с батюшкой Ионой окончательно убеждает Леонида в правильности выбранного пути. Получив благословение святого праведного Ионы, Леонид приезжает в Симферополь и раздает все свое имущество: часть - Симферопольским церквям, часть - на благодеяния и часть - родственникам. С июля 1918 года начинается Крестный путь мученика Леонида. В этом же году он отправляется в Сухуми, посещает Новый Афон, многие грузинские монастыри, общается с их наместниками, паломниками, странниками.
 
Осенью 1919 года Леонид отправляется в Иерусалим. Всемилостивый Господь управляет приобщиться к христианским святыням Константинополя. Однако, пожив два месяца в Константинополе на Афонском подворье, странник Леонид узнав, что Иерусалим находится под властью англичан и что русских туда не пускают, решает вернуться назад в Россию. Он уходит в Херсонесский монастырь, где проживает до 1923 года.
 
В мае 1923 года странник Леонид выезжает на Кавказ, живет или в монастырях, или у благочестивых крестьян под Сухуми, принимающих странников. Помогает приютившим его по хозяйству, постоянно пребывая в Иисусовой молитве, стяжает дух Христа.
 
Под Сухуми он живет до 1927 года. Ему уже идет 41 год. Здесь его мытарства усугубляются. В 1927 году Леонида Васильевича арестовали по обвинению в шпионаже в пользу контрреволюционного духовенства и приговорили к 3 годам концлагерей. Он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, откуда освободился в 1930 году. В 1935 году его арестовали в Вологде по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорили к 5 годам лагерей. Мученик был отправлен в Карлаг НКВД в Карагандинской области. В 1937 году в лагере его опять арестовали. Из материалов дела: «Отбывая наказание в Карлаге, Сальков Л. В. проводил религиозные обряды, распространял среди заключеных написанные им молитвы, говорил о скором падении советской власти. Совместно с Краснопевцевым 8 ноября 1937 г. служил панихиду по расстрелянной царской семье».
 
Виновным себя не признал, заявив, что «он не подлец и не предатель, и кровью других людей себе свободы не покупает». 17 декабря 1937 года Леонид Сальков решением тройки при УНКВД по Карагандинской области осужден по ст. 58 п. п. 10, 11 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказанию — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 марта 1938 года. Мученика Леонида Салькова расстреляли в Карлаге  с группой верующих. Место погребения неизвестно. 
 
 
Митрополит Вениамин (Федченков)
 
СТРАННИК
 
Этот странник — Л.В. С-в — происходил из богатой семьи; получил прекрасное образование и хорошее домашнее воспитание. Отец его женился поздно, лет сорока. Мать его, София, была благородной чистой личностью и умной по природе; и сама следила за воспитанием детей, хотя были и гувернантки у них. Семья состояла из троих сыновей и трех дочерей. Один из сыновей, М-л, офицер, погиб на войне, другой, Е-ний, кончив М. университет, был блестящим юристом. К ним в дом приходила молодая красивая девушка-еврейка, она торговала на улице папиросами, а к ним ходила набивать папиросы для красивого Евгения. Тайно от родителей он вступил в незаконную связь с этой девушкой. Но мать его, София, узнав об этом грехе, пригласила к себе ее (имя ее было Раиса) и заставила своего сына, избалованного юриста, жениться законным браком на этой девушке с улицы. Из нее, под влиянием матери вышла прекрасная женщина и ревностная христианка. Впоследствии Евгений стал священником, а во время гонений был отправлен в ссылку в Сибирь, где и скончался. Раиса окончила свою жизнь мученически: вместе с сыном она была расстреляна немцами, как еврейка, — несмотря на то, что была крещена.
 
Третий сын, Леонид, отличался особой религиозностью: еще будучи студентом М. университета, он посещал Троице-Сергиеву Лавру. Там он познакомился с духовным старцем Алексием, который вынимал жребий на патриарха, и выпал он на М. Тихона.
 
Старец заповедал Леониду чаще креститься. Еще студентом он был взят на войну 1914 года; и всех удивлял тем, что часто крестился. Солдаты его любили, товарищи офицеры дивились, считая его поведение чудачеством. По окончании войны умерла его сестра Мария, особенно любимая им. Это совсем потрясло его, и он, оставив все, сделался странником, по благословении о. Алексия. Отправился сначала на Кавказ. Недалеко от г. Сухуми в лесу находился женский монастырь. Л.В. пожил в нем несколько времени и хотел уходить дальше. Но когда он, в церкви монастыря, стоял на коленях перед иконой Божией Матери, молился Ей, то увидел Ее живою в образе. Она повелела ему остаться здесь. И скоро он заметил недостатки у обитательниц; они обзаводились хозяйством, разводили кур. Он стал их обличать, что они живут не по иноческим заветам. Некоторые монахини стали прислушиваться к нему и исправляться, а большинство вместе с игуменьей, восстали против него и выгнали из монастыря. Тогда он стал странничествовать по городам, зовя людей к покаянию. В пути останавливался только у христиан, — и притом по прямому указанию Божию. Жил как птица, ходил босиком, волосы не стриг и они густой копной покрывали его голову. Высокий, в желтом плаще, с высокой палкой в руке, он одним видом привлекал сердца ко Господу, а потом действовал благодатным словом. Слова его были так сильны, что без слез нельзя было слушать его.
 
Пришел он и в Крым и здесь извлекал из духовных бездн души, намеченные Господом ко спасению. Своих учеников и слушателей он приучал к постоянной молитве Иисусовой.
 
Ночи проводил в молитве сидя. Пищу вкушал, как траву. Предсказывал и будущую войну. Толковал Апокалипсис, — по благословению о. Алексия. Изгонял бесов из тех людей, которые для этого ему указываемы бывали Господом.
 
Множество бедствий, гонений, клевет, оскорблений перенес он за имя Христово. Диавол ненавидел его, мстил, прельщал его, подсылая ему девушек и женщин. Но он молился о них; и в их присутствии вытаскивал из своей головы вшей и бросал их на пол, желая этим вызвать к себе брезгливость и отвращение.
 
Для получения благодати посылал к одесскому батюшке, о. Ионе Атаманскому. Часто и сам бывал у него. Отец Иона очень любил его и высоко ценил. В одном письме к нему писал: «Ты мне — сын, брат и друг». Делился с ним своими духовными видениями.
 
Л.В. познакомился с молодым профессором М. По его приглашению он пришел к нему в дом, и они, забыв обо всем, три дня и три ночи, ничего не вкушая и не выходя из кабинета, просидели, разбирая Апокалипсис. И профессор сделался учеником Л.В.; позже его арестовали и выслали.
 
Однажды он хотел выйти из одного дома, уже подошел к дверям, как увидел в дверях Ангела с огненным мечом, преграждавшего ему путь. Он понял, что выходить нельзя. Действительно, его выхода ждали, чтобы арестовывать.
 
Да и арестовывали его не раз и ссылали. А он везде вновь и вновь продолжал свое дело, возложенное на него Господом.
 
Был в дружбе и любви с архим. Тихоном, бывшим тогда игуменом Инкерманской обители...
 
Так в опасностях, злостраданиях проводил Л.В. свою земную жизнь. Окончил он ее мученически. Выслали его в Казахстан и требовали отречения от Христа. Конечно, он отвергнул это. А в 1937 г. его расстреляли.
 
Еще — заметка. Однажды Н.Н. была свидетельницей молитвы его в храме. Л.В. стоял неподвижно, как бы застывши, не крестясь и не делая поклонов, а только устремив пламенный взор на местный образ Спасителя в иконостасе... Он весь горел, находясь в молитве — ничего не видя и не слыша.
 
«Вот так молятся рабы Бога Живого», — подумала она.
 

 


поиск в православном интернете: