19-20 февраля 2003 года в Свято-Введенском соборе г.Караганды прошли Севастиановские Рождественские чтения. Чтения собрали духовенство двух карагандинских благочиний, преподавателей детских воскресных школ. По традиции был отслужен молебен с акафистом исповеднику и старцу карагандинскому преподобному Севастиану.

Обсуждение актуальных проблем карагандинского благочиния и чтение докладов были предварены обсуждением итогов XI Рождественских чтений, прошедших в г. Москве и собравших несколько тысяч участников.

Затем вниманию слушателей был представлен доклад священника Александра Уголькова «Духовная литература – как необходимейшая часть миссионерского служения; проблемы и аспекты развития печатного дела в Караганде» посвященный, как видно из названия, проблеме проповеди православной веры через печатное слово. Говорилось о трудностях приобретения литературы, ее дороговизне. Было обращено внимание на то, что не всегда литература, именующая себя православной, на деле является таковой. Часто люди, не имеющие ни богословского образования, ни, что гораздо хуже, канонического сознания возлагают на себя тяжкое бремя писательства, не утруждая себя заботой брать благословение на то у священноначалия. Иногда такие книги доходят и до нас, смущая ума и сердца людей. Литературы у нас явно недостаточно. Не каждая православная семья имеет молитвослов. Очень не хватает детской литературы. Обстоятельно обсудив эту проблему, духовенство решило просить благословения у правящего епископа Елевферия на создание собственной минитипографии для нужд наших церквей.

После того был представлен доклад настоятеля Свято-Скоропослушнического храма г. Шахтинска священника Владимира Фрейганга, посвященный проблемам воспитания детей. Как известно, любой приход имеет право заниматься воспитанием детей, что отражено и в нашем уставе. Мы должны прививать детям основы христианской нравственности, учить их добру, культуре взаимоотношений. Собственно, те воскресные школы, которые действуют на наших приходах можно назвать школами «воспитания настоящего человека, гражданина». Конечно, для того, чтобы наши дети не выросли наркоманами, террористами или преступниками, усилий только церкви недостаточно. Это забота и семьи, и государства, в частности, общеобразовательных школ. Неоднократно наш президент Н. Назарбаев указывал на то, что воспитание человека должно строиться на основе традиций. Две основные традиционные системы существуют в Казахстане – это православное христианство и ислам. И возвращение именно к этим традициям, построенное на уважении веры и культуры друг друга, может сделать  воспитание действенным. Зачем изобретать велосипед? Решать те проблемы, которые давно разрешены? Не проще ли узнать о тех ценностях, на которых были воспитаны наши предки? Неужели они, победившие фашизм, пережившие ужасы коллективизации и репрессий (один голощекинский голод в Казахстане чего стоит!), но сохранившие нравственную чистоту и внутреннюю порядочность, хуже нас? Неужели их родители, воспитывая их на высших идеалах Евангелия (или Корана у казахов), шли неверным путем? Конечно, нет! Так зачем нам испытывать непроверенные временем методики  различных «учителей» и многообразных сект? Может быть лучше прививать в наших семьях традиционные нравственные понятия, на что мы имеем полное право согласно Конституции нашего демократического государства.

Другое дело, школа. В нашем государстве образование носит светский характер. Но, повторяя слова Святейшего Патриарха, «светский - не значит атеистический». И поэтому, когда нашим детям в школах иногда навязывают мировоззрение (то есть взгляд на мир, в том числе, и его происхождение, взгляд на человека, смысл жизни и т.д.) чуждое тому, чему нас учит наша вера, то мы имеем законное демократическое право возразить и попросить учителя не быть субъективным. Можно ребенку сказать, что существуют две теории (или, если хотите, предположения) о происхождении мира и человека: одна - это то, что мир возник случайно, а человек произошел от обезьяны (простите за примитивность изложения); и вторая – мир и человек созданы Творцом и человек имеет цель и смысл своей жизни, которые в православии, например, понимаются, как спасение в Вечности. Такое изложение будет и научно и этично. Тем более неуместно под видом науки навязывать детям различные оккультные представления и практики, некоторые моменты которых замечены, например, в учебниках валеологии. Пусть кто хочет, верит в предсказания звезд или медитирует, это его законное право, но зачем втягивать в это моего ребенка, которого я хочу воспитывать в православной традиции, а подобного она не приемлет. То же самое, наверняка, скажут мусульмане. Все эти проблемы и озвучивал доклад отца Владимира.

После обсуждения доклада и принятия некоторых решений, было заслушано выступление преподавателя воскресной школы Свято-Покровского храма г.Темиртау Евгении Яковенко, которая рассказала о своих впечатлениях о XI Рождественских чтениях, где ей посчастливилось побывать. В номере мы помещаем её выступление.

На второй день чтений был представлен доклад благочинного I Карагандинского округа протоиерея Михаила Патрикеева, посвященный средневековому искусству и эпохе ренессанса. Культура любой цивилизации выражает менталитет народа. А последний не может не строится на вере. Отсюда родственность понятий культ и культура. Поэтому культурологический анализ может показать особенности духовного состояния носителей определенной культуры. В нашем сознании средневековье ассоциируется с чем-то темным (даже существует идиома «мрачное средневековье»), эпоха же Возрождения (ренессанс) – представляется как рассеяние этого «мрака». Эти марксистские представления прочно укоренены в нашем сознании. Однако ответ на вопрос, возрождение чего декларирует эта эпоха, может заставить христиан пересмотреть свои  представления о ней. Потому что говорится о возрождении античной языческой культуры и привнесении ее элементов в культуру христианскую. И не только в культуру, но и в саму западную церковь.

Следствием чего было возрождение и к чему оно привело западную церковь – об этом говорилось в докладе отца Михаила.

Проблеме, которая особенно остро была поставлена на XI Рождественских чтениях по секции православной журналистики, было посвящено выступление священника А.Уголькова. На московских чтениях выступали архимандрит Макарий (Веретенников), протоиерей Владислав Цыпин, профессор А.Л.Дворкин и другие. Главной темой их выступлений был вопрос о необоснованной ничем, кроме разжигания раскольнических настроений, пропаганде некоторых православных СМИ идеи канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина. Непонятно, что это: или искреннее почитание, или все же провокация?  Докладчики на московских чтениях (многие из которых  - ученые историки) показали научную и логическую несостоятельность доводов в пользу канонизации этих людей. К сожалению, не все слышат эти доводы и продолжают отстаивать свою точку зрения, основываясь не на здравом смысле, а лишь на личных предпочтениях.

Нам всем дарована Богоданная свобода. Это значит то, что никто не может заставить нас принять какое-то чуждое нам мнение. Поэтому, уважая чувства обеих полемизирующих сторон, попробуем сделать для себя выводы. Во-первых, что нам даст канонизация царя Грозного или Распутина в положительном аспекте:

1.            У нас появится возможность молиться новым святым. Но разве у нас мало сейчас канонизированных святых, кому можно и нужно молиться, а мы разве молимся? Нет, мы пишем статьи. Вы, наверное, замечали такую странную тенденцию у многих людей: молиться какими-то необычными молитвами, их ищут, переписывают. При этом не всегда удосуживаются читать правило к причащению или игнорируют вечернюю службу. Так что это слабый довод в пользу канонизации.

2.            Канонизацией этих людей мы отдадим им подобающую честь. Якобы все беды в России происходят из-за нежелания иерархов прославить этих святых. То же самое говорили о канонизации царственных мучеников. Но их канонизировали, и ничего особенного в нашей жизни не произошло, как грешили, так и грешим. Дело не во внешних действиях церковной власти, а в наших душах. Да и к тому же, кто из священноначалия учит осуждать людей, живых или мертвых? Честь нами отдаётся любому человеку, как образу Божиему.

То есть получается, что все эти доводы в пользу канонизации, хотя и заслуживают внимания, не сильно, однако, убедительны. Конечно, мы можем рассуждать лишь как историки-дилетанты, но мнение архимандрита Макария – ученого-историка нельзя не учитывать. Есть убедительные исторические аргументы против канонизации. Но кроме этих исторических фактов, которые, несомненно, могут подвергаться критике и оспариваться, представляется особенно убедительным следующий довод против канонизации. Это довод разума. Мы видим, что насущной нужды прославлять их нет,  и может случиться так, что канонизация в лике святых этих людей может вызвать соблазн у многих и спровоцировать разногласия в церкви. Как здесь должен рассуждать здравомыслящий христианин? Думается, что только следуя словам апостола Павла: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». (1Кор. 8,13). Неужели не видно, что все эти разговоры не приводят ни к какому доброму итогу? Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?  Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.  Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.  Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их».  Пока в этих спорах только «худое», часто вражда и разделение. Разве это соотносится с евангельским идеалом? «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13, 34-35). Конечно, нет, наоборот, может привести к страшному греху раскола. Главной причиной которого является предпочтение своего мнения всем другим, себялюбие. «Как тяжко грешит человек, когда любовь, которую должен отдавать Богу, обращает к себе; когда вместо Божией воли исполняет свою; когда послушание, которое должен проявлять к Богу, как верховному своему Господу, отдает своей плоти. Он должен искать и воздавать славу, хвалу и честь имени Божию, но вместо этого сам хочет прославиться и, таким образом, на месте великого Бога, Господа и Создателя своего, ставит и почитает себя, как идола. Это не что иное, как великая неправда и бесстыдная вражда против Бога» (Тихон Задонский).

Духовенство благочиния выразило обеспокоенность участившимися случаями мошенничества в области, когда, прикрываясь именем церкви или выступая от ее имени, авантюристы разных толков обирают доверчивых людей.

В конце чтений были подведены итоги и приняты следующие решения:

1. Сделать проведение Севастиановских Рождественских чтений регулярным.

2. Приложить усилия к развитию проповеди через печатное слово в нашем регионе. Духовенству благочиний публиковать  свои статьи и проповеди в карагандинской православной газете «Воскресения день».

3. Постараться продолжать воспитание детей при храмах в летний период. Использовать при этом опыт некоторых приходов. Изыскать возможность паломнических поездок для воскресных школ.

4. В будущем проводить богословские олимпиады среди воспитанников воскресных школ на уровне благочиний.

?