По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Астанайского и Алматинского, с 7 по 9 февраля 2010 года в Караганде прошли Х Севастиановские чтения, в которых приняли участие представители всех регионов епархии: священнослужители, ученые, педагоги.

В этом году чтения были посвящены теме благовестия: «Свидетельство миру. Миссионерство как основная задача Церкви». Их эпиграфом выбраны слова Евангелия: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28, 19).

Первый день конференции прошел в зале здания партии «Нур Отан». Открыл Х Севастиановские чтения благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Михаил Патрикеев, прочитавший приветственное слово главы Казахстанского Митрополичьего округа митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия.

участникам  конференции.

В обращении было отмечено, что «за прошедшие 10 лет этот форум перешагнул границы Карагандинского церковного округа и стал знаменательным событием в жизни Астанайской и Алматинской Епархии. Отрадно, что он привлекает внимание не только православных казахстанцев, но и наших единоверцев из-за рубежа. Тема нынешней встречи: «Свидетельство миру» - это своего рода напоминание об обращенных к каждому из нас словах Спасителя: «Как послал меня Отец, так и я посылаю Вас». Свидетельство о Христе – есть основа нашего отношения к миру. А миссионерство – это не просто задача, стоящая перед Церковью, но ее высокое и вневременное призвание. Каждый православный христианин, по мере дара Христова, должен быть свидетелем и миссионером, быть светом и солью Земли, быть крепкой основой единства, надеждой спасения для всего рода человеческого».

С первым докладом «Миссионерство как основная задача церкви» выступил настоятель Свято-Покровского храма г. Темиртау священник Владислав Соколов. История миссионерства и история Церкви неразрывно связаны. Что такое миссия, миссионер, миссионерство и каким должно быть современное миссионерское служение Церкви – все эти темы стали предметом рассмотрения докладчика. «Православная миссия имеет перед собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни, главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины. Ведь благовестие Церкви есть свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства – нового неба и новой земли (Откр. 21,1) открывающихся в совершении Евхаристии». «Поэтому каждый член Церкви призывается свидетельствовать о Христе. Христианин – значит миссионер». Следовательно, «истинная христианская миссия, являющаяся внутренней необходимостью верующего и Церкви, состоит в глобальном свидетельстве миру о новой жизни во Христе в Его Церкви. А этот мир не обязательно далеко за морями – он начинается сразу за порогом нашего дома».

Следующим докладчиком выступила Т.Т. Савченко, доктор филологических наук, профессор КарГУ им.Е.А.Букетова, с докладом «Миссионерская роль русской литературы», в котором отметила, что до последнего времени, особенно в годы атеизма, именно русская литература способствовала приближению человека к Богу, создавая образ человека с мятущейся душой, ищущей познания вечных истин. И религия, и литература направляют свое воздействие на душу человека. Но если, по словам докладчика, религия обращает человека к высшему, горнему, ведет его к Богу, то литература и искусство – к земному, чувственному, утверждая, что человеческие чувства, страсти, радости – самоценны, и оставляет человека на земле. Задача же миссиологии – не только привести человека к Церкви, через нее к Вечности. В противном случае жизнь не имеет смысла. Однако до сих пор большая часть наших православных людей, в силу традиций, духовно окормляется не религией, а искусством.

С неподдельным интересом был выслушан доклад Л.М.Харитоновой, кандидата филологических наук, доцента кафедры классической и русской филологии КарГУ им.Е.А.Букетова, «Что мешает интеллигенции услышать голос Церкви», который она построила на основании проведенного анкетирования среди карагандинской интеллигенции в возрасте от 25 до 48 лет. Результаты исследования показали, что на вопрос о причинах, мешающих интеллигенции прийти в церковь, были такие ответы: «отсутствие потребности в церковном образе жизни; незнание сути православия; отсутствие семейных традиций; вера в науку, а не в Бога; страх; занятость, лень».

«Также к названным причинам можно добавить обилие в нашем современном обществе различных сектантских образований, и не только религиозного характера, но и коммерческого». Однако, «сегодня ситуация во многом меняется к лучшему, - считает Л.М. Харитонова, – в казахстанском обществе наблюдается толерантное отношение к Церкви и к верующим. Несмотря на наличие многих факторов современной действительности, которые направлены не на созидание, а на разрушение целостного религиозного православного сознания, хочется верить, что интеллигенция сможет среди множества путей найти единственно верный, с тем, чтобы стать союзницей Церкви в деле религиозного просвещения».

В обсуждении докладов смогли принять участие все присутствовавшие. По вопросам, обращенным к докладчикам, было видно, что тема миссионерства важна и интересна всем.

Второй день чтений проходил в здании воскресной школы Свято-Введенского Собора.

С этого дня работа параллельно проходила по двум секциям: «Миссионерство в пределах воскресной школы для детей» и  «Миссионерство в молодежной среде».

Секция «Миссионерство в молодежной среде» прошла под председательством протоиерея Владимира Фрейганга. В работе секции принял участие иеромонах Иосиф (Романов), клирик Свято-Никольского собора г.Алматы, священнослужители из разных регионов, психологи, молодежь.

В ходе работы секции было прослушано и обсуждено четыре доклада на темы:

1. «Молодежь. С чего начать разговор?».

2. «Методы работы с молодежью. Чем увлечь молодых?»

3. «Современная молодежь и культура».

4. «Есть ли польза в существовании православных молодежных клубов?».

Во время выступления докладчиков слушателям была предоставлена возможность в письменном виде задать свои вопросы, сделать замечания и предложения выступающим, выразить впечатления о секции.

В целом, отмечалась незначительная активность молодежи в обсуждении докладов, внесение предложений также было со стороны священства, либо взрослой части аудитории за исключением нескольких молодых людей. Однако, приятно удивил тот факт, что в результате сбора мнений, предложений (в письменном виде) оказалось множество материала для извлечения выводов о том, какое мнение о нынешнем положении Церкви имеют и молодые прихожане. Отрадно отметить, что на заседаниях секции мы имели, хотя скромную, и, в некотором смысле робкую, но мыслящую, отзывчивую, небезразличную к проблемам Церкви аудиторию.

В ходе обсуждения докладов докладчиками и слушателями были озвучены следующие предложения по теме миссионерства в молодежной среде и активного участия молодежи в церковной деятельности:

- Необходимо организовывать в храмах альтернативу церковных лавок, своеобразные справочные отделы, где люди могли бы получать необходимую информацию. При этом уместно раздавать специальные листовки  собственного издания для начинающих.

- Нужно создавать молодежные клубы на каждом приходе, даже если молодежи не много – несколько человек.

- Создать условия для привлечения молодежи через участие в различных приходских проектах. Создавать сообщества по интересам, где опытные педагоги на высокопрофессиональном уровне могли бы научить молодежь какому-нибудь делу.  Хороший пример такой организации – бардовский клуб при Свято-Введенском Соборе г.Караганды, при котором еще планируется создание студии звукозаписи.

- Устраивать постоянные встречи молодежи между приходами. Это могут быть молодежные конференции и лектории, спортивные мероприятия.

- Проводить съезды активной молодежи епархии для общения и обмена опытом работы.

Также, среди пожеланий и размышлений участников по поводу миссионерства можно выделить следующие:

«Лучшая форма миссионерства – это проповедь веры примером собственной жизни». «Сейчас молодежи, которая ходит в церковь, не хватает не только внимания, но и примерных людей в храме». «Нужно уделять внимание каждому, не важно – новичок или нет. Воспитывать в первую очередь себя. Уделить внимание, научить, помочь, направить, улыбнуться, поддержать человека беседой».

Секция « Миссионерство в рамках Воскресной школы», прошла под председательством священника Алексия Айжинаса.

В работе секции приняли участие: Благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Михаил Патрикеев, настоятель Свято-Введенского собора протиерей Александр Киселев и другие священнослужители, преподаватели воскресных школ карагандинских храмов и других городов епархии.

С первым докладом,  на тему «Воскресная школа как вид миссионерской деятельности на приходе», выступила завуч воскресной школы Свято-Никольского храма города Темиртау, Т.М.Хмырова. Докладчик поставила акцент на том, что проведение городских праздничных концертов, является эффективной формой миссионерства. Но в организации таких концертов необходимо учитывать фактор профессионализма. К организации концертов должны привлекаться профессионалы, в противном случае мы рискуем совершенно упустить эту форму миссии. Интересная форма - открытые выездные уроки, в которых могут участвовать не только дети и преподаватели, но и родители, и священники. Выездной урок можно проводить  на сцене, используя постановки, декламацию, песни, обращения к залу и т.д. Выездной урок можно проводить на другом приходе - это эффективная форма общения. Для старших школьников необходимо проводить КВН-ы, олимпиады, фестивали-конкурсы, конференции, где используются современные технологии показа слайдов и фильмов, приглашаются все желающие, друзья, родственники.

Докладчик предложила следующие формы работы в рамках воскресной школы:

- Создание спортивных праздников на уровне Благочиния.

- Большее развитие детской социальной деятельности: помощи ветеранам, больным детям.

- Организация крестных ходов и пеших паломничеств.

- Проведение «Сретенских встреч», которые будут «наполнены и мировоззренческими дискуссиями и вопросами молодежного, миссионерского служения..., где ставились бы вопросы и предлагались бы формы, пути и средства миссии» (Святейший Патриарх Кирилл).

В ходе обсуждения доклада от участников секции поступили предложение о создании на уровне благочиния миссионерско-педагогического центра, где будут проводиться семинары по предмету христианской педагогики и психологии и обмену опытом преподавателей.

Со вторым докладом, на тему «Работа с родителями в рамках Воскресной школы прихода», выступила преподаватель младшей детской группы Воскресной школы Свято-Введенского собора, Ю.А.Гупалова.

Она отметила, что в работе Воскресной школы нельзя ограничиваться только преподаванием Закона Божия и еще парой предметов. Основной задачей школы является не только правильное научение вере, но и научение жизни через веру. Вот первоначальный смысл любого духовного образования. «Часто случается, что родители, приводя ребенка в Воскресную школу, перекладывают ответственность за его духовно нравственное воспитание на духовника и педагогов, не желая изменять свою собственную жизнь, старые привычки и стиль воспитания. Разрыв между примерами для подражания, которые ребенок видит в церкви и в семье может губительно сказаться не только на его духовном состоянии, но и психическом, т.к. семейный уклад жизни является очень стойким и прочным духовно-психологическим основанием». Плюс современные реалии, в которых приходится жить. Все это дает основания считать необходимым создания на приходах Воскресной школы для родителей. Необходимо проводить  занятия  по двум направлениям - катехизаторское и  православное воспитание. Ответственность за проведение занятий должны взять на себя священнослужители.

Кроме того, докладчик  предложила внедрять такую эффективную форму работы – как «семейная воскресная школа», объясняя это тем, что именно так можно помочь родителям  найти новые виды общения и взаимодействия друг с другом в свете христианского учения. Основные направления: совместная молитва и литургическое общение, кружки, общая подготовка и проведение праздников, совместные экскурсионные и паломнические поездки, совместный труд и т.д.

С третьим докладом, на тему «Причины успехов и неудач в работе воскресной школы», выступила преподаватель Воскресной школы Свято-Тихоновского прихода города Сарани Н.Г.Аликас.

В своем докладе она охарактеризовала главные вопросы, встающие на пути православного педагога. «Любой урок можно сделать увлекательнейшим мероприятием, а любое мероприятие - увлекательнейшим уроком. Обречена  на неудачу та воскресная школа, где ребенку будет скучно, но только развлекать детей совершенно недопустимо…Как известно, воскресная школа - это не просто система передачи детям неких знаний, необходимых для православного человека, а нечто большее, одна из форм апостольского служения. Главная цель - не научить, а воцерковить; наполнить жизнь ребенка не лишними образовательными часами, а смыслом и интересом, помочь человеку обрести истинную веру, ощутить дух и понять смысл христианства. Но самым важным и главным условием успешного духовного образования детей в Воскресной школе является проявление любви, окружение их любовью.

Тема четвертого доклада – «Как построить методику преподавания так, чтобы ребенок не ушел из школы». Докладчик, В.В.Барба, преподаватель с большим педагогическим опытом. Участники секции с большим вниманием и интересом слушали ее доклад, в котором красной нитью проходил призыв - Учить надо вере, а не науке и, спасаясь самому, – вести к спасению  детей. Преподаватель должен быть примером. Говоря о методике преподавания, докладчик сделала ряд предложений:

То, о чем учитель говорит детям - обязательно доводить до сведения родителей «либо занятия, либо воскресные листки».

Проводить частые родительские собрания после Богослужений.

Любой урок по Закону Божиему необходимо связывать с Богослужением.

По возможности, детям нести послушания в храме.

Ребенок должен знать историю каждой иконы в храме, чьи иконы, каких святых и их жития.

Преподаватель должен, по слову святых отцов, «плавать в слове Божием».

Необходимо писать для себя и детей конкретные инструкции, обращаясь, например, к просветительскому опыту святителя Тихона Задонского.

В третий день работы X Севастиановских  чтений прошли заседания по двум секциям.

Под председательством священника Владимира Кинзирявого и сопредседателя Т.И.Савицкой состоялось заседание секции: «Социальное служение – эффективный способ миссионерства».  Во вступительном слове председатель отметил, что основным свидетельством Православной Церкви в мире – является Её социальное служение, ибо это есть установление Божие. Было отмечено, что в данное время Церковь имеет возможность открыто нести Слово Божие людям, а наиболее эффективным способом миссионерства и свидетельства миру, является социальное служение, ибо проповедь должна подтверждаться конкретными делами. «Вера без дел мертва» (Иак.2,26 ).

На примере деятельности приходов Карагандинского и Абайского благочиний, проводимой клириками и церковной общественностью по работе: 1) с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами; 2) с лицами, находящимися в местах лишения свободы; 3) с лицами, находящимися в медицинских учреждениях; 4) с лицами, страдающими от алкогольной и наркотической зависимости; - была показана эффективность социальной работы, как действенного средства проповеди Слова Божия.

Было заслушано четыре доклада, охватывающих разные направления социальной деятельности Православной Церкви. В докладе Александра Петровича Антоненко «Проповедь трезвости словом и делом должна стать твёрдой позицией всех православных людей» была показана пагубность нетрезвости вообще и греха пьянства, в частности, и воздействия его как на отдельно взятого человека, так и на общество в целом.

Доклад Т.И.Савицкой «Психологические методы помощи зависимым людям» продолжил и раскрыл тему, поднятую в первом докладе. Были раскрыты психологические и социальные причины греховной зависимости и указано, что основной причиной является бездуховность и неверие. На примере совместной деятельности приходов Карагандинского благочиния и общественного фонда «Озарение», была показана эффективность проводимой совместной работы (молитвенная помощь через регулярное проведение молебнов и бесед священников в сочетании с амбулаторно-психологической помощью) в борьбе с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и других видов зависимости.

 В докладе иеромонаха Льва Колесникова «Работа с заключёнными» были раскрыты особенности пастырского служения и проповеди Слова Божия среди осужденных и лиц, находящихся под стражей. Было указано на необходимость систематичности проводимой работы и специальную подготовку священнослужителей.

На регулярность и методичность проводимой работы в деле социального служения Православной Церкви было указанно и в докладе Е.Шипицыной  «О необходимости систематичности в деле социального служения». На примере многолетней практики работы карагандинских священнослужителей и церковной общественности по окормлению и оказанию помощи больным, находящимся на излечении в одной из городских больниц, была показана эффективность проповеди Слова Божия именно через дела милосердия, когда искренняя забота и помощь обращали к вере многих.

 После обсуждения докладов были высказаны предложения и сделаны следующие выводы:

Считать социальное служение Православной Церкви одним из основных и наиболее действенных способов проповеди Слова Божия.

Проводить информационную компанию по освящению социальной работы и деятельности Православной Церкви и церковно-общественных организаций через средства СМИ.

Учитывая социально-общественную значимость, активизировать работу по духовно-пастырскому окормлению военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов всех категорий, через организацию встреч, бесед и круглых столов.

Проводить целенаправленную работу с осужденными и лицами находящимися под стражей, для чего организовать подготовку и отбор священнослужителей, годных к работе со спец. контингентом. Оказывать практическую помощь в создании и оборудовании молитвенных комнат в местах лишения свободы, и обеспечении их духовной и специальной литературой.

Развивать социальное служение в лечебно-медицинских учреждениях по оказанию помощи находящимся на излечении больным. Активно поддерживать уже созданные и работающие группы волонтёров, привлекая для этого активных прихожан при активном пастырском окормлении.

Полагая основной причиной бегства многих наших современников в мир алкогольной и наркотической иллюзии: – бездуховность и неверие, размытость нравственных ориентиров и как результат - потерю смысла жизни, учитывая исключительную роль Русской Православной Церкви (как одного из немногих общественных институтов, которому народ доверяет), в борьбе с такими пороками как пьянство и наркомания, вести пропаганду  трезвого образа жизни. Развивать деятельность уже действующих церковно-общественных объединений по оказанию пастырско-молитвенной  и амбулаторно-профилактической помощи зависимым лицам. Создавать православные реабилитационные центры, уделять особое внимание реабилитации страждущих при активном их вовлечении в церковно-общинную и евхаристическую жизнь.

Под председательством священника Ахии Рахимжанова прошла работа секции «Техника безопасности миссионера. «Спасая» других, не погубить себя».

С первым докладом на тему «Аскетизм в миру. Действительно ли все церковные уставы применимы только к монахам?» выступил священник Евгений Яганов, настоятель Богородице-Рождественского храма г. Усть-Каменогорска. В своем докладе о.Евгений привел слова святейшего Патриарха Кирилла: «Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты». В Древней Руси аскетика составляла неотъемлемый элемент как религиозно-подвижнической жизни (монашество), так и мирского благочестия. Христос всех христиан, без исключения, будь то священнослужитель, монах или мирянин, призвал к аскетической жизни: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф. 16, 24). Познавая дела аскетики, каждый христианин должен определить для себя посильные труды для исцеления своей души, такие как: соблюдение постов, просмотр только таких телепередач, которые не оказывают губительного действия на душу человека, уклонение от различных «увеселений» (дискотеки, ночные бары, игровые комнаты и т.д.), определенное ежедневное молитвенное правило, благословленное духовником и др. Все это должно являться для человека средствами к достижению главной цели христианина – спасению души.

Тема второго доклада «Еще раз о самом главном в жизни Христианина». Докладчик - протоиерей Михаил Патрикеев. Отец Михаил отметил, что каждый христианин является миссионером, в первую очередь своим примером, образом жизни. На сегодняшний день существуют две опасных крайности для христиан: обрядоверие и обновленчество.

Во избежание этих ошибок необходимо, в первую очередь, проводить катехизацию внутри прихода (во время совершения Богослужения, перед совершением таинства или обряда, и т.д.). Необходимо помнить, что христианство – это не теория, а практика. Своим образом жизни можно погубить себя и других и, наоборот, спасая себя, спасешь многих.

Третий доклад был на тему «Применение святоотеческой психологии в современных условиях». Докладчик Дмитрий Анатольевич Жидков. «Направление святоотеческих изысканий объясняется тем, чтобы найти, по словам Ф.Достоевского, «человеческое в человеке», т.е. то подлинное, что высвечивает образ Сына Божия в каждом из нас, а не изучать механику падшего естества, чем по преимуществу занята психология. Понимание психологических механизмов, движущих человеком, несомненно необходимо и пастырю, и верующему учителю, и родителю. Вот почему своевременным можно назвать введение курса основ психологии в наших Духовных школах».

В заключение прозвучал доклад священника Романа Миронова, клирика Христо-Рождественского храма города Павлодара «Святые миссионеры». На примере двух святых миссионеров – свт. Николая Японского и свт. Макария Алтайского было показано, какими путями они проходили свое миссионерское служение. Каждый миссионер должен идти путем смирения, молитвы и упования на Бога.

Севастиановские чтения завершили свою работу, в очередной раз подтвердив актуальность темы миссионерства среди церковного общества и заинтересованность многих людей проблемами церковной проповеди в современном мире.