По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Астанайского и Алматинского в Караганде прошел съезд православной молодежи. Местом проведения съезда был выбран живописнейший уголок Центрального Казахстана в окрестностях города Каркаралинска.

    Планировать этот съезд начали давным-давно, три года назад на Севастиановских чтениях возникла идея о проведении съезда воспитанников воскресных школ всех храмов. Цель была понятна сразу – объединение в духе любви наших детей, которых, к сожалению,  не очень много в храмах, и у которых часто интерес к православию уменьшается по мере взросления. Общение со сверстниками-единомышленниками  поможет ощутить себя частью единого и целого тела – Церкви Христовой, почувствовать, что ты не один и не одинок. Также это общение может стать основанием разнообразных начинаний в деле служения Церкви, будь то издательское дело или миссионерское служение.

     Но идея оставалась идеей, пока в этом году мы решительно не взялись за это дело. Последнюю точку поставил Высокопреосвященнейший митрополит Мефодий, благословивший это дело, отметив важность и необходимость работы Церкви с молодежью.

Начали собираться. Составили план проведения съезда, определили место и время, постарались продумать все до мелочей. И вот 25 июля автоколонна отправилась от строящегося Крестовоздвиженского храма в Майкудуке на восток, в сторону Каркаралинска.

На пути в Каракаралинск проезжаешь Ботакару, где стоит старейший, Свято-Троицкий, храм Карагандинской области, который в будущем году будет отмечать свое столетие. Зайдя в храм, все участники съезда выслушали рассказ благочинного Карагандинского округа протоиерея Михаила Патрикеева о храме, о мучениках нового времени  - протоиерее Леониде Лебедеве и псаломщике Исидоре Решеткине, здесь служивших и пострадавших за веру Христову.

    И вот снова дорога. Въезжаем в Каркаралинск, ждем отстающих, городские власти дают нам проводника, который должен познакомить нас с городом, отметившим в прошлом году свое 180-тилетие. Сначала едем к мечети, она построена в середине XIX века Кунанбаем – отцом известного казахского поэта Абая. После посещаем дом, где останавливался, приезжая в Каркаралинск, сам Абай. Дом сохранился очень хорошо, сейчас там расположена школа искусств, но высокие потолки с карнизами, голландские печи, длинный коридор с рядом комнат уносят воображение в те далекие годы, когда здесь жила семья богатого татарского купца, принимавшего по этикету восточного гостеприимства старого бая Кунанбая и его юного сына, начинающего акына Абая. Православного храма в городке нет, старая церковь превращена в жилой дом.

    Дальнейшее знакомство с городом продолжается в Аллее Славы, где благодарные горожане сохраняют память о своих знаменитых земляках, здесь и Казыбек би, и генерал Корнилов, и ученый с мировым именем Ермеков, и генерал Карбышев, поэт, бунтарь и правдоискатель Мади, и первый казахский космонавт Аубакиров. Рассматриваем дом, где родился и жил Л.Г.Корнилов и идем в городской музей, расположенный в здании бывшей Городской управы. В его экспозициях представлена  история Казахстана от древних времен до сегодняшних дней: много повидала каркаралинская земля!

Напротив музея в городском парке сохранилась могила почетного гражданина Каркаралинска казака Андрея Сильвестровича Рязанцева. Здесь мы служим заупокойную литию и отправляемся на старое городское кладбище, где на немногих сохранившихся надгробиях можно прочитать даты захоронения, относящиеся к позапрошлому веку. Служим панихиду и многие замечают, что молиться здесь как-то необычно легко, что, видимо, объясняется тем, что на этом кладбище похоронены только верующие христиане, молившиеся, причащавшиеся Святых Тайн, постившиеся и умершие в надежде Воскресения и Жизни Вечной, и нет почти атеистов, что характерно для наших городских кладбищ.

    Теперь пора отправляться к месту нашей стоянки. Проезжаем живописные горы, заезжаем в лес, и вот перед нами лесная поляна, где нам предстоит провести три дня. Поляна специально приспособлена для отдыха: есть места для разведения костров, родник с прекрасной водой. Осмотревшись, начинаем поселяться. Палатки ставим не совсем по правилам, за что получаем замечание начальника нашего  лагеря иерея Владимира Фрейганга. Батюшка имеет опыт работы на турбазе, водил в дальние походы туристические группы, занимался спортивным ориентированием. Он подробно рассказывает о необходимых мерах предосторожности в лесу, горах, и мы, степняки, успокоены и обрадованы, что среди нас есть такой опытный, видавший виды турист.

Устроившись, служим молебен  о благословении начинаемого нами дела. Отслужив, отец Михаил Патрикеев поздравляет всех с открытием Съезда православной молодежи, а отец Владимир знакомит с режимом дня и планом мероприятий.

Постепенно подходит время ужина, запах каши,  дымящейся на костре, заставляет всех оторваться от игр, танцев под барабан и бесед. Молимся и рассаживаемся кто где, чтобы отведать нашей первой лесной каши. Нужно отметить, что наши повара все время были на высоте, блюда, приготовляемые ими на костре в огромных кастрюлях, были просто превосходны.

После ужина все собрались послушать выступление благочинного Абайского округа священника Александра Уголькова о молодежном служении Церкви.  Батюшка обратился к нам: «Для меня, и думаю, для всех нас это  собрание под небом, звездами и соснами не просто выезд на пикник и отдых от городской суеты, но нечто большее, крохотная часть того делания, к которому обязывает звание Православного Христианина».  Дальше выступающий  говорил о любви Бога к человеку, и о том, какая должна быть наша ответная реакция на эту Божественную любовь. «Каждый из нас определяет для себя ту меру отношения к Богу, которой руководствуется всю жизнь. И тут кроется некоторая опасность: вдруг я, определяя эту меру, ставлю планку слишком низко? Иначе говоря, можно ли достойно ответить на Крестную любовь, оставаясь заурядным прихожанином,  посещающим храм один раз в неделю? Понятно, что это вопрос риторический, конечно, отношение к Богу, наш ответ на Его отношение к нам может быть выражен одним словом: «Служение».  То есть всецелое предание себя, всей своей жизни Богу. Это не только стезя внутренней аскезы, не только монашеский путь, и путь священнослужителя, но и миссионерское или благотворительное делание, издательская работа или просто помощь храму. Нельзя оставаться в стороне от нужд Церкви, но во всем и всегда быть ей полезным.

После доклада к батюшкам обратились с вопросами, состоялась содержательная и интересная беседа, которую не мог прервать даже сильный дождь. Вечер прошел у костра.

Утро следующего дня, как и полагается, началось с молитвы. После завтрака, все немного приуныли: пасмурный день не обещал никаких радостных перспектив. Вершина горы, на которую планировали восхождение, скрылась в мрачной серой туче. Все разбрелись, кто куда, в лес по грибы, на речку по рыбу, в палатку поспать…  В обед вдруг показалось солнышко, которое высушило все вокруг и разогнало прочь всякую скуку, и после сытного обеда сразу было решено идти наверх, в гору.

Конечно, каркаралинские горы это не Тянь-Шань, но степному жителю они кажутся огромными. Мы пошли на вершину, которая воздымалась как раз над нашим лагерем. Подъем занял около полутора часов, но усилия, потраченные на восхождение, вознаградились с лихвой. Красота ландшафта была просто ошеломляющей, а когда хор запел на чудесный древний распев предначинательный псалом, то казалось, что древние слова оживают перед нами. «Вся Премудростию сотворил Еси…Слава Тебе, сотворившему вся!»

На одной из сосен, стоящих на вершине закрепили православный крест, чтобы все окрестности освящались Им – знамением победы Жизни над смертью, Красоты над безобразием.

Вечером был концерт, на котором все были и зрителями и артистами одновременно, пели,  читали стихи, смотрели кукольное представление и всем было очень хорошо от ощущения большой и дружной семьи, истинного братства.

После концерта читали вечернее правило, и после того, как батюшка совершил отпуст, кто-то сказал: «Смотрите, на небе крест!» На небе ярко вырисовывался след пролетевшего самолета, пересекающий Млечный путь, очень четко был виден Крест на вечернем небе. Это маленькое чудо было  как будто точкой, завершающей день,  который, наверное, никто из нас никогда не забудет.

Последний день прошел очень быстро, соревновались в веселых стартах, купались, ходили в лес, и, самое главное, постоянно общались друг с другом. Пришло время обеда, а за ним и пора отправляться домой.

   Расставание было и грустным, и радостным. Грустно было покидать эти прекрасные места, но радостно, что новые друзья возвращаются вместе с нами – с ними-то у нас все только начинается!

 

Эти чудесные три дня

25 июля - На этот день было назначено начало Съезда православной молодежи Карагандинской области в Каркаралинске. Все с радостью и нетерпеньем ждали этого дня, и, несмотря на то, что погода была пасмурная, настроение уже ничем нельзя было испортить.

    Отъезд в Каркаралинск  совершался от места общей встречи, назначенной у строящегося храма в Майкудуке. Среди участников съезда были приходы Сарани, Шахтинска, Михайловки, Сортировки, Абая, Введенского собора Караганды. По пути в Каркаралинск участники съезда посетили храм в поселке Ботакара. Этот храм освящен в честь Святой Троицы. Отец Михаил рассказал об истории храма и его мучениках, в храме пропелись тропари и участники съезда двинулись дальше.

   Непосредственно в самом Каркаралинске для участников съезда была устроена экскурсия по городу и посещение музея, из которых можно было многое узнать об истории города и края. После этого совершалась панихида по невинно убиенным в годы гонений.

   К обеду участники съезда прибыли на место стоянки. После того как все подкрепили свои силы, был отслужен молебен. В лагере царила доброта, просто удивительно и радостно видеть как отдыхают верующие люди, а под руководством таких опытных  и замечательных священников как о.Владимир, о.Виталий и о.Александр отдых превратился просто в сказку.

   Начало и конец каждого дня были замечательны тем, что все вместе собирались на утреннее или вечернее правило. Громогласные голоса наших отцов и дьякона Димитрия сотрясали лес. Это чудесное чувство, когда общая молитва объединяет людей.

   Самым главным событием второго дня стал поход в горы. Думаю, что это событие не забудет ни один участник съезда, добравшийся до вершины. Подъем длился около 1,5 часов, последние метры перед вершиной - узкая полоса между двумя пропастями. Вдохновляюще и страшно. И, наконец, вершина - Бараний лоб - на которой наши духовные песнопения, казалось, поддерживались самими Ангелами, настолько это было чудесно и за- хватывающе, душа как будто отрывалась от вершины и летела вверх. И завершением подъема стало установление поклонного Креста на одной из сосен, находящихся на вершине.

   Продолжался день купанием, рыбалкой, сбором грибов и ягод. Ребята играли в футбол и волейбол. Девушки и парни, маленькие и большие, все вместе, и это главное, потому что дух дружбы царил в лагере. Был и здоровый спортивный азарт, но нужно было видеть глаза этих людей - они просто светились добротой.

   Заканчивался этот день общим Костром, на котором участники съезда радовали друг друга песнями, сценками и театральными представлениями. Никому не хотелось спать, и до самой поздней ночи в лесу можно было слышать  песни под гитару.

   Третий день проходил без строгого распорядка. Проводились « Весёлые старты» среди тех, кто был в лагере; кто-то пошёл купаться, а кто-то - последний раз прогуляться по лесу. Время обеда - и начало сборов, а всем так не хочется уезжать. Не все мы узнали друг друга по именам, но мы стали ближе, нас объединила вера. Всё это стало возможным благодаря нашим батюшкам, храни их Господи и спасибо огромное за то, что они подарили нам этот праздник, эту радость, которую может понять только верующее сердце. Эти три дня подарили нам возможность пообщаться с православными братьями и сестрами, а такая возможность даётся не часто. В наше время, когда многим даже дома приходится жить среди атеистов, эта поездка позволила почувствовать себя не одиноким. Семья! Большая православная семья – думаю, такая ассоциация возникла не только у меня. Это и есть самая большая радость в жизни – жить для Бога, жить для людей, жить такой большой семьёй. Мы ещё долго будем помнить этот съезд, будем благодарить Бога за подаренную радость, будем благодарить наших батюшек за участие в нашей жизни, будем молиться и надеяться, что это не единственные три дня, которые мы провели в  обществе православной молодежи. Будем молиться, и молитвами нашими нас станет больше. Будем молиться, и вера наша станет крепче.

Олег Пикуров