15.04.2023

 

Пасхальное послание

архиепископа Карагандинского и Шахтинского Севастиана

духовенству и пастве Карагандинской епархии

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

 

В сей великий и святой день, когда празднует мир, видимый же весь и невидимый, веселие вечное, приветствую вас торжественным и радостным возгласом пасхального благовестия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Эти великие слова своим смыслом наполняют и освещают не только дни пасхального торжества, но и всю нашу жизнь, насыщая ее радостью и надеждой на милость Господа, пришедшего в мир и воплотившегося, «распятаго же за ны и воскресшего в третий день по Писанием», дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Изначально созданный для Вечной Жизни, человек не возжелал духовным деланием уподобиться своему Создателю, но, увлеченный земными желаниями, обратился к творению.

Это обращение к творению вместо Творца, и привело к грехопадению. Плод, предложенный коварным искусителем, стал для Адама и всех его потомков плодом смерти. Вкусив его, человек нарушил заповедь любви к Богу и тем самым удалился от Него.

«Чем дальше человек уходит от Жизни, – говорит святитель Василий Великий, – тем ближе он к смерти». Вместо того, чтобы вознестись в богодарованной свободе до величия образа Божия, он стал рабом греха, отрекшись от свободы «славы детей Божиих» (Рим., 8:21).

И милосердный Бог, Творец всего сущего, приходит на землю и становится Человеком во всём подобным нам, кроме греха, чтобы искупить грехи мира и вернуть человека к Богу.

Иисус Христос, не только «сокрыв достоинство Бога, избрал крайнее смиренномудрие и облекся в образ человеческий» (блж. Феодорит Кирский), но и пришел «отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).

Его смерть становится преобразующей для человечества, нередко в святоотеческих текстах приводится образ дерева несущего гибель через преслушание, плод которого вкусил Адам, и древа воскрешающего, оживляющего и освящающего – Честнаго и Животворящего Креста, которым мы спасены. И эта объективная сторона спасения должна быть принята нами через благодать Христову. «Как во Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22), - говорит святой апостол Павел.

Воскресение Христово дарит человечеству преодоление не только страха смерти, но самой и смерти: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). «Люди прежде, нежели уверуют во Христа, представляют себе смерть страшною и боятся ее; а как скоро приступают к Христовой вере и к Христову учению, до того пренебрегают смертью, что с готовностью устремляются на смерть, и делаются свидетелями воскресения, совершенного Спасителем в низложение смерти», - говорит святитель. Афанасий Великий. А Иоанн златоуст утверждает о полном истреблении смерти: «Господь не только обезоружил и победил смерть, но истребил ее и обратил в ничто».

Поэтому жизнь христианина – это уклонение от греха в любом его проявлении, стремление к благодати и истине. Неправильно было бы совершать Пасху раз в год, а остальное время жизни оставаться в сени смертной без Бога и Церкви. Избежав смерти воскресением, мы должны постараться не ввергнуть себя вновь в ее сети своей леностью и нерадением. В духовной жизни нет ничего незначительного, чем можно пренебрегать. «У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. На этот вопрос святой отец ответил: верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий». (из беседы прп. Варсонофия Оптинского).

В эти пасхальные дни мы будем особенно торжественно праздновать память нашего Карагандинского святого преподобноисповедника Севастиана. В этом году отмечается двадцатипятилетний юбилей обретения и перенесения его святых мощей. Прошедший тяжелейшие жизненные испытания, которые многих могли озлобить и ввергнуть в отчаяние, преподобный Севастиан не только сохранил в своем сердце божественную благодать Христову, но и для тысяч людей стал источником веры и радости в Духе Святом. Святой старец, наставляя людей, говорил: «Надо с юности своей приносить жертву Господу самим собою, когда находишься во цвете лет, здоровья, чистоты, духа бодрого, а не тогда, когда всего этого лишишься, поработав диаволу». Будем помнить этот завет святого угодника Божия и, не откладывая на потом, уже сегодня начнем жизнь во Христе.

Пусть и в наших сердцах воссияет свет Воскресения Христова, наполняя любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием, а наша жизнь станет великим христианским благовестием, звучащим уже много столетий великим и славным возгласом:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

СЕВАСТИАН,  архиепископ Карагандинский и Шахтинский.

 

Град Караганда, 2023 год.