15.04.2017

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

епископа Карагандинского и Шахтинского

СЕВАСТИАНА

духовенству и пастве Карагандинской епархии

Устнами чистыми пойте со ангелы человецы Воскресшаго тридневно из гроба, и мир совоздвигшаго.
Стихира на стиховне Недели Антипасхи

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

В святой и радостный день Светлого Христова Воскресения обращаюсь к вам словами пасхального благовестия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

И вместе с вами весь мир, видимый и невидимый, отвечает: Воистину Воскресе Христос! Никогда в мире не бывает такой радости, как в Воскресение Христово, ибо разрушен ад, умерщвлена смерть, и мы избавлены и спасены!
«Если Христос не воскрес, то наша вера тщетна», - говорит апостол Павел. Это значит, что Воскресение Христа является центром христианской веры и жизни. Не понимая этого, мы не сможем понять цели и смысла существования ни мироздания, ни нашей собственной жизни.
Всемогущий Бог творит весь мир Своим Словом, создает его для человека. О Творце мы можем узнать не только со страниц Библии. «Создатель дал роду человеческому две книги, - писал великий русский ученый М. В. Ломоносов. – В одной показал Свое величество, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный. Вторая книга – Священное Писание» (Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце…). В Величественной книге природы, в ее удивительной красоте есть одна уродливая несообразность – смерть. Она делает бессмысленной существование человека. Вот как это описал русский религиозный философ Е. Трубецкой: «Всякий наблюдаемый нами на земле круг жизни с роковой необходимостью замыкается смертью и облекается в форму дурной бесконечности беспрестанно возвращающихся рождений и смертей. Умирает каждый живой индивид, а жизнь рода слагается из бесконечной серии смертей. Это – не жизнь, а пустая видимость жизни» (Трубецкой Е. Н. Смысл жизни).
Священное Писание открывает нам причину появления смерти в мире. Оказывается, что причиной ее появления стал сам человек. Бог, создавший человека по образу Своему и по подобию, украсил его всякими дарованиями. Но человек не смог справиться с даром свободы и любви. Вместо того, чтобы использовать свободу себе на благо и деятельно возлюбить Творца, человек, соблазнившись «прелестию змиевою», отпал от Бога – Источника Жизни. А отпав, он всецело погрузился в грех, проклятие и смерть, отдал себя в рабство диаволу. Но мы могли бы спросить: зачем Всемогущий и Всеведущий Бог дал бытие человеку, зная по Своему Божественному всеведению, что он так поступит? Некоторые люди даже начинают обвинять Господа: зачем Он дает бытие, которое превращается для человека в страдание и смерть, лучше тогда вообще не жить, если придется страдать вечно?! И Бог отвечает нам на этот вопрос. Отвечает Сам, удивляя даже ангелов. Он Сам становится (ибо нет ничего невозможного для Бога) Человеком. Иисус Христос – Творец Неба и Земли, Сущий, становится одним из нас. Сын Божий воспринимает человечество во всей полноте, кроме греха, становится истинным, то есть настоящим, человеком. Он уставал, чувствовал голод, даже плакал, как человек. Но, в отличие от Адама, Его человеческая воля была всегда согласна с волей Божественной. На Страстной Неделе мы все снова переживали Евангельские события, повествующие о страданиях Христа. Вспомним молитву в Гефсиманском саду: она очень значима для нас. Христос просит Бога Отца: «Да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26, 39). Он как Человек боится и не хочет смерти, но тут же добавляет такие значительные и великие для нас слова: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты… обаче не Моя воля, но Твоя да будет» (Мф. 26, 39). Если ветхий Адам своей волей нарушил волю Отца и через дерево принял сам и всем нам усвоил смерть, то новый Адам – Христос ¬ Своей волей, согласной с волей Отца, через Древо Креста дарует нам Жизнь. Святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Страдал и подвизался подвигом терпения не человек малозначащий, но вочеловечившийся Бог» (13-е огласительное слово). Ад погиб, человек теперь свободен от рабства греха и смерти. Воскрес Христос и нам даровал живот вечный!
И какой теперь вопрос мы можем задать Богу, дарующему нам не только радость бытия, но и Самого Себя, Свой Крест? Неужели теперь мы будем подобны тому, кто говорит: «Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял» (Лк. 19, 21)? Сможем ли мы сказать Богу, давшему Своей смертью жизнь с избытком всему человечеству, что Его Евангелие нам не по силам? К сожалению, именно так зачастую и происходит. Мы оправдываемся трудностями нашей жизни и откладываем Евангелие на дальнюю полку. Прекращаем общение с Богом в молитве, предпочитая Ему общение с родственниками и друзьями. Перестаем ходить в храм, оправдывая себя занятостью повседневными делами и проводя при этом много времени перед экраном телевизора или в паутине интернета. Тщательно следим за своей внешностью, не заботясь о чистоте души. Мы с радостью ходим в гости к знакомым и друзьям, но не идем к Отцу, Который непрестанно зовет нас: «Придите ко Мне!» (Мф. 11, 28).
Прийти к Богу - это и значит уйти от смерти. Только отдав Ему свою жизнь, можно стать причастником великой победы Воскресения, которое мы сегодня утверждаем едиными усты, единым сердцем, восклицая победную песнь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

С любовью о Христе Воскресшем

СЕВАСТИАН
епископ Карагандинский и Шахтинский.

Град Караганда, 2017 год.