27.04.2019

Пасхальное послание

епископа Карагандинского и Шахтинского Севастиана

духовенству и пастве Карагандинской епархии

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.

Тропарь канона Пасхи.

 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

В святой и радостный день Светлого Христова Воскресения обращаюсь к вам словами пасхального благовестия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Воскресения день, просветитесь людие!» Воскресением Христовым совершается спасение мира. Христос воскрес из мертвых, весь мир совоскресив с Собою. Униженный, поруганный и распятый от людей предстает во славе Своей, призывая нас «в свободу славы детей Божиих». (Рим. 8, 21). «Христос из гроба, – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха!» - восклицает сегодня вся полнота церковная вместе со святителем Григорием Богословом.

До Воскресения Христова люди знали только земную жизнь. Всё за пределами её было покрыто мраком неведения. Любые радости мира теряли свою привлекательность перед лицом смерти. Ветхозаветный мир трепетал и восклицал словами царя Давида: «Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня». (2Цар.22:6). Человечество с его грубыми материалистическими представлениями не помышляло о Небе. Только некоторые праведники стремились к горним жилищам, И Бог укреплял их в вере и утверждал в надежде словами пророков: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их». (Ос.13:14).

И наконец раздается над землей славословие ангелов, возвещающих время избавления, приходящее не «рукою крепкою и мышцею высокою», а в «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» Пречистой Девы, держащей на руках Младенца. Для спасения обречённого на смерть человека Бог Сам становится подобным нам, кроме греха. По слову святителя Григория Богослова, «Сам Бог, в честь мою, соделался совершенным Человеком, чтобы, посредством воспринятого воссоздав дарованное, уничтожить осуждение всецелого греха и чрез Умершего умертвить умертвившего».

Все силы зла набросились на воплотившегося Бога: убийственная ярость Ирода и коварство искусителя в пустыне, зависть первосвященников и предательство ученика, беззаконный суд и, наконец, крестное распятие. И вот когда Бог на Кресте произносит страшные по своей трагичности слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46) – и предает дух, Его человеческая душа, соединенная непостижимо с Божеством, сходит во ад, тогда происходит нечто непостижимое для сил зла. Смерть, захватив свою добычу, вдруг сама оказывается пораженной. Ибо Начало Жизни не может быть удержано смертью. Врата адовы, пытавшиеся удержать в себе Всесильного, оказываются разрушенными и теперь не могут удержать никого!

Потому и радуется душа в этот великий праздник, чувствуя свое освобождение от оков смерти, ликует сердце в предощущении Вечной жизни. Оттого и стремится христианин освободиться от всего тленного в этом мире, чтобы облечься в нетление.

И как бывает печально иногда видеть тех, кто не радуется Пасхе. Погруженные в свои бесчисленные житейские попечения, люди проходят и мимо праздника, и мимо Христа. Это случается и с освященными Таинством Крещения, называемыми в Писании «верными». Порой люди задаются вопросом: «А зачем Бог, будучи Всемогущим, выбирает для нашего спасения крестные страдания, Он же мог нас спасти каким-то другим способом?» В этом вопросе отчасти мы можем увидеть и ответ. Если Бог пострадал за нас, а мы, вместо того, чтобы следовать за Ним, задаем такие вопросы, то что бы мы говорили, если бы Он спас нас каким-то другим образом? «Если бы Господь, говорит святитель Григорий Богослов, - пребыл на Своей высоте, соблюдая Себя неприступным и непостижимым, то, может быть, немногие бы последовали за Ним, даже не знаю, последовали ли бы и немногие?»

Будем праздновать Пасху в духовном веселии, со вниманием к своему духовному состоянию, держа в памяти своей наставление святителя Тихона Задонского: «Как страдание и смерть Христова, так и воскресение и вознесение Его не принесет пользы тем христианам, которые в неисправности живут и от смерти душевной не восстали. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14).

Дорогие отцы, братья и сестры!

Искупленные драгоценной кровью, внидем в радость Христова Воскресения. Деятельной любовью сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим и всему миру провозвестим великое, славное и всерадостное благовестие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

С любовью о Христе Воскресшем

Севастиан

епископ Карагандинский и Шахтинский.

 

Град Караганда, 2019 год.