05.01.2016

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
епископа Карагандинского и Шахтинского
СЕВАСТИАНА
духовенству и боголюбивой пастве Карагандинской епархии

«Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»
1 Тим. 3:16

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

«Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь!» (стихира на литии). Христос рождается, и наполняется вселенная славословием ангелов, Христос рождается, и ликуют праведники Ветхого Завета, освобождаемые от тьмы за верность своей надежде, Христос рождается, и сердца наши трепещут от радости, а ум недоумеет, зря Богоявление!
Это «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16), в которую трудно поверить умом, открываемая нам только Духом, возвещает, что «само Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным; делается человеком по всему, кроме греха» (Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).
Древний Адам своим грехопадением делает все человечество подвластным смерти. Все Божие создание, бывшее «добро зело», изменяется под тлетворным воздействием греха. Пленение грехом подобно плену египетскому, человек перестает быть свободным даже в своих желаниях (Рим. 7:19) и вынужден всего себя, все свои силы, чувства, все свое время отдать «горькой работе фараонитской», то есть с обреченной постоянностью исполнять все повеления своей греховной природы. Бытие ветхого человека подобно жизни смертельно больного, страдающего от болезни, для исцеления от которой нет лекарств. И если мы можем представить радость больного, для излечивания болезни которого нашлось лекарство, то мы сможем и проникнуться радостью Рождества Того, Кто стал нашим врачевством: «Он грехи наши,  говорит святой апостол Петр,  Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).
А живем ли мы для правды? Той правды, которую должны искать прежде всего? Дышим ли благодатным воздухом Евангельских заповедей, идем ли путем смирения, покаяния и любви, чтобы наш «царский образ, заваленный страстями» (Григорий Богослов), вновь воссиял первозданным светом?
Ответом служит наше отношение к сегодняшнему празднику, который мы можем превратить в торжество плоти, предаваясь всякого рода излишествам и безудержному веселью, бездумно расточая все те крохи благочестия и воздержания, которые бережно накапливали весь пост. Святитель Феофан Затворник более 130 лет назад, размышляя о праздновании Рождества, писал: «Церковь никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. Желалось бы всех видеть радующимися именно этой радостью и не хотящими знать других радостей, но не все, сущие от Израиля, – Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти. Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и, ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом» (Святитель Феофан Затворник. Размышления на Рождество Христово).
Пусть и для нас эти так страшно и точно исполнившееся пророческие слова святителя Феофана станут вразумлением: освятим не только святой Праздник святыми делами, но и навсегда «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!».
Прошедший год стал нелегким для многих народов земли. Продолжает литься кровь на Украине. С тревогой весь мир следит за событиями на Ближнем Востоке. Международный терроризм унес тысячи жизней ни в чем неповинных людей. Экономический кризис заставляет многих беспокоиться о своем будущем. Но мы знаем главное: в мире ничего не происходит без благого Промысла Божия, непрестанного действующего и управляющего судьбами мира. Будем пребывать в вере, надежде и любви, и тогда вся наша жизнь будет под благодатным покровом Божественной благости. В грядущем году мы с вами будем торжественно отмечать 50летнюю годовщину со дня преставления небесного покровителя нашей земли преподобного Севастиана Карагандинского. Станем же не только молиться, но и подражать ему. Почитание памяти преподобного заключается не в сохранении чегото внешнего, вроде своеобразия какихнибудь обрядовых форм, а в хранении того, что является стержнем, солью истинно христианской духовности: любви к Богу и ближнему, всецелого предания себя в послушание воле Божией. Именно это было главным в жизни старца Севастиана и должно стать главным в жизни и его настоящих последователей.
Дорогие отцы, братья и сестры! В этот преисполненный благодатной радости день поздравляю вас с Рождеством Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и с новымлетом милости Божией! Бог рождается в Вифлееме ради нас, «чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7). Аминь.

Севастиан, епископ Карагандинский и Шахтинский.
Рождество Христово,
2015/2016 гг.
Город Караганда.