24.02.2011

Главной темой чтений в этом году стало рассмотрение взаимоотношений вопросов веры и знания. В нашем обществе до сих пор не изжит взгляд на то, что вера и знание являются понятиями несовместимыми или даже антагонистичными. Докладчики – представители разных областей знания попытались с разных сторон рассмотреть эту проблему и показать несостоятельность подобных взглядов. Сам факт озвучивания гносеологических вопросов на конференции, устраиваемой Церковью, говорит о том, что они совсем не безразличны людям веры. Скорее, наоборот, по крайней мере, в истории Русской Церкви мы знаем много верующих людей, в том числе, занимавших высокое иерархическое положение в Церкви, как выдающихся деятелей научного просвещения.
Первый день чтений начался пленарным заседанием в здании партии «Нур Отан». Благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Михаил Патрикеев зачитал Приветственное слово Главы Митрополичьего округа митрополита Александра. Затем с докладами выступили руководитель молодежного отдела Астанайской епархии игумен Филипп (Моисеев), доктор философских наук, профессор В.С. Батурин, доктор филологических наук, профессор Т.Т. Савченко и протоиерей Михаил Патрикеев.
Второй и третий день чтений прошли в Свято-Введенском соборе. Работа чтений проводилась в рамках четырех секций.
Секция «Воскресная школа» привлекла, в первую очередь, тех людей, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В ходе работы было представлено три доклада, через которые красной нитью прошла тема личности преподавателя. Каким должен быть преподаватель воскресной школы, чтобы дело, возложенное на него, имело положительный результат.
В ходе обсуждения докладов, были выдвинуты предложения о создании педагогического координационного совета и о проведении образовательных педагогических семинаров на приходах.
На секции «Церковь и светское образование» прозвучали доклады, посвященные проблеме современного школьного образования. К сожалению, до сих пор в православной среде можно услышать разговоры о ненужности или даже вредности светского образования для спасения. В ходе обсуждения докладов участники секции сошлись во мнении о необходимости светского образования для развития личности. Опыт обучения человека в светском учебном заведении даёт ему навык работы с информацией, расширяет кругозор и сферу жизненных интересов. А также даёт человеку возможность говорить с миром на понятном ему языке, что значительно расширяет возможности для миссии Церкви.
Секция «Отцы и дети» рассматривала извечный вопрос конфликта поколений. Интересно то, что именно эта секция вызвала наибольший интерес у молодежи. Как старшему и молодому поколению лучше понять друг друга, найти способы разрешения определённых вопросов и проблем, уяснить требования, предъявляемые той и другой стороной друг другу – все эти темы стали предметом рассмотрения докладчиков и оживленного обсуждения аудитории.
Секция «Жизнь в церкви» рассматривала вопросы, как устроения приходской жизни, так и созидания храма своей души. Мировоззрение православного человека сегодня неизбежно вступает в конфликт с псевдоценностями современного общества. Часто возникает внутренний конфликт, могущий привести или к конфронтации с обществом, или растворению в его «идеалах». Поэтому христиан должен уметь разбираться в явлениях современной жизни, давать им духовную оценку. Это умение и есть «необходимый минимум знаний на звание христианина», помогающий ему «прилепиться к добру».
XI Севастиановские чтения стали очередной ступенью возрастания церковной жизни в Караганде. Православные церковные люди не чуждаются проблем, волнующих современное общество, но, наоборот, в стремлении к благому будущему нашей страны, населяющих ее людей, являются активными участниками в их разрешении и обсуждении, находятся в поиске преодоления преград для тихого и благополучного существования общества и провождения собственного спасения.