18.07.2011

18 июля Святая Церковь молитвенно чтит память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, причисленных к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В честь этих святых освящен храм в поселке Новодолинский Абайского благочиния. Поздравить с престольным праздником прихожан и вознести молитвы к Богу за Божественной Литургией прибыл епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан. Его Преосвященству сослужили: благочинный Абайского округа протоиерей Александр Угольков, настоятель Спасо-Преображенского храма поселка Топар игумен Лев (Колесников), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» города Шахтинска протоиерей Владимир Фрейганг, иерей Вячеслав Шкуропат, диаконы Виталий Малышко и Дмитрий Стрельников.
Святую преподобномученицу великую княгиню Елизавету современники называли самой красивой принцессой в Европе. Внешняя красота лица сочеталась в ней с излучающей свет красотой её души. Княгиню любила вся Россия, – и простые крестьяне, и важные вельможи. И она, по рождению своему наполовину немка, наполовину англичанка, любила Россию и русский народ. Любила потому, что сначала разумом поняла, а потом душой впитала православный дух нашего отечества и нашего народа. Почувствовала, что это её родной дух, без которого она ни жить, ни дышать не может. И именно Россия стала её Голгофой. Она и об этом заранее знала, но не согласилась оставить Россию, как мать даже под страхом смерти не согласится оставить своего больного ребёнка.
Великая княгиня Елизавета, и вслед за ней её сестра Алиса, ставшая Императрицей Александрой, приехали в Россию из благополучной Европы в годы надвигающегося политического переворота, чтобы остаться здесь до смертного часа. Елизавета очень скоро поняла, что их в России ожидает мученическая кончина, писала сестре о том, что она должна готовить свою Семью достойно принять страдания и смерть. И они приняли предательство, издевательства и мученическую кончину достойно, даже, как казалось очевидцам, слишком спокойно. Бежать и не помышляли.
Её мужем стал брат Царя Александра III, Великий Князь Сергей Александрович. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой. В России Елизавета напряжённо изучала русский язык, русскую культуру и особенно русскую веру, т.к. изначально была протестанткой. Она без колебаний, решительно, приняла Православие. Своему отцу писала: «Только в этой религии я могу найти настоящую сильную веру в Бога». В 1891 году Император Александр Ш назначил Великого Князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Елизавета теперь должна была устраивать приёмы, концерты, балы. Всё это было ей не по душе. Она спешила делать добро: ходила в больницы для бедных, в приюты для одиноких стариков и детей-сирот. Не имела ни денег, ни драгоценностей, – всё раздавала бедным. Москвичи скоро полюбили её, как родную мать.
После смерти мужа, убитого террористом в 1905 году она не снимала траур, её княжеская спальня стала похожа на монашескую келью. На свои средства она построила в Москве на Ордынке Марфо-Мариинскую обитель. Епископ Трифон (Туркестанов) посвятил её и ещё 17 послушниц в звание крестовых сестёр любви и милосердия.
Великая Княгиня стала жить как монахиня-подвижница. Спала на деревянной кровати без матраца, ела только растительную пищу. Работала в больнице для бедных, которая была ею устроена при обители, завершая обход больных за полночь. Почти всю ночь она молилась. Спала не более трёх часов, вставала в шесть утра. В больнице Марфо-Мариинской обители выздоравливали те, кого отказывались лечить врачи в других больницах. При обители был и приют для девочек-сирот.
Она давно была готова к крестному пути и мученической кончине. После февральской революции 1917 года писала сестре: «То, что мы ещё живы, является несомненным чудом… Народ – дитя, он не повинен в происходящем, он введён в заблуждение врагами России».  Весной 1917 года к ней приехал шведский министр и предложил вместе с ним покинуть Россию. Но Елизавета сказала, что решала разделить судьбу своей новой Родины. Бежать из России предлагал ей и посол Германии. «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня», – ответила ему она.
В апреле 1918 года большевики, взяв власть в свои руки и уже не опасаясь народного возмущения арестовали Елизавету и отправили в Пермь. С ней поехали добровольно две сестры из Марфо-Мариинской обители, Варвара и Екатерина. Последние дни своей жизни Великая Княгиня провела в скромном доме на окраине города Алапаевска. С ней осталась только сестра Варвара. Ночью 18 июля 1918 года Елизавету, Варвару, Великих Князей Сергея, Константина, Игоря, Владимира сбросили в глубокую шахту старого рудника близ Алапаевска. Убийцы слышали, что Елизавета, стоя на краю обрыва, молилась: «Господи, прости им, не ведают, что творят». А они смеялись, сталкивая её в шахту и бросая туда ручные гранаты. Новомученики скончались в страшных страданиях. Вскоре после этого Алапаевск был временно освобождён частями Белой армии. Тело преподобномученицы Елизаветы, с множеством переломов и ушибов, нашли в шахте на глубине 15 метров. Увидели, что перед кончиной, превозмогая свою боль, она перевязывала голову Великому Князю Иоанну.
Святые, нетленные мощи мучениц Елизаветы и Варвары в 1921 году, по воле Божией, были привезены в Иерусалим и погребены в усыпальнице русского храма Марии Магдалины. В 1888 году, когда Елизавета была здесь с мужем, она сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». И Господь исполнил желание преподобномученицы. Частицы мощей святых преподобномучениц находятся в Елисаветинском храме поселка Новодолинский.
По окончании Литургии был совершен крестный ход с молебном, после чего Преосвященнейший Севастиан обратился к прихожанам с проповедью, в которой отметил важность дарования нам Богом свободной воли. Господь для помощи посылает нам добрый пример через святых, которые, живя согласно Евангелию, служили ближним и Богу. Писание говорит нам: «Дивен Бог во святых своих», и мы, являясь наследниками тех великих людей, будем им подражать, стараясь нести хотя и небольшой, но подвиг: не осуждать, где-то уступать, соблюдать посты, совершать дела любви. Какими бы мы не были, Господь призвал именно нас, дав нам все необходимое для спасения. И самое дорогое, что Он нам дал – это Святая Православная вера, через которую у нас есть возможность достичь Царства Небесного. При трудностях важно никогда не отчаиваться и не смущаться, потому что они необходимы для нашего совершенства и духовного возрастания, ведущего в Жизнь Вечную.
После богослужения Преосвященный Владыка посетил детский приют, находящийся в поселке Новодолинский, побеседовал с его основательницей и руководительницей Верой Михайловной Сергеевой и воспитанниками приюта.

Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке Богослужение в Новодолинке